Знай наших! О смене магнитных полюсов, черных дырах и новых динозаврах

Как часто менялись местами магнитные полюсы Земли и к чему могло привести подобное непостоянство? Как разобраться в запутанном происхождении сверхмассивных черных дыр и передать электричество без проводов? А также о новом виде динозавров смотрите в еженедельной рубрике о достижениях российской науки «Знай наших».

Всем привет! Меня зовут Анна Шустикова и перед вами еженедельная рубрика о достижениях российской науки «Знай наших».

Начнем с новости из глубокой древности. Все мы привыкли к тому, что стрелка компаса указывает на север, а вернее на магнитный полюс, находящийся в Арктике. Второй магнитный полюс Земли расположен сейчас в Антарктиде, и пару раз в миллион лет полюса меняются местами. Однако сразу несколько научных групп из России вместе с американскими коллегами изучили намагниченность древних пород на Южном Урале и в Западной Сибири и выяснили, что 550 млн лет назад смена магнитных полюсов происходила значительно чаще - по 20, а то и 30 раз за миллион лет. А это значит, что в ту далекую пору земля часто и по долгу оставалась без магнитного поля и защиты от космического излучения. Живые существа могли активно облучатся, накапливать мутации, что, возможно, послужило мощным толчком для появления новых видов и процесса эволюции.

Ученый из МГУ и института астрофизических и палеонтологических исследований в Тулузе тоже предложил по-новому взглянуть на процесс эволюции: только не живых систем, а сверхмассивных черных дыр. На данный момент известно два типа черных дыр: черные дыры звездных масс, образующиеся на поздних стадиях эволюции звезд, и сверхмассивные черные дыры, находящиеся в центре галактик. Механизм появления дыр этого, второго типа, не до конца понятен. Ученый считает, что они образовались из так называемых черных дыр средней массы, которые получились в результате жизни очень крупных звезд на ранних этапах эволюции вселенной. До настоящего момента астрономам был известен лишь один кандидат на роль черной дыры средней массы, однако ученый разработал алгоритм поиска таких объектов и теперь кандидатов существует уже шестнадцать. Чтобы убедиться, что найденные объекты действительно являются черными дырами средней массы, за ними ведутся наблюдения, а поиск новых кандидатов ученые связывают с запуском российско-немецкого космического телескопа в 2017 году.

Ученые из лаборатории метаматериалов ИТМО и НИИ «Гириконд» тоже не теряют времени даром: они разработали новый способ беспроводной передачи энергии. Впервые зажечь лампочку на расстоянии удалось ученым из MIT с использованием медных магнитных катушек в 2007 году. В новом методе медные катушки были заменены на диэлектрические керамические резонаторы, магнитное поле в которых можно возбудить с меньшими энергетическими потерями. Еще одно преимущество нового метода заключается в том, что эффективность новой системы почти не падает с расстоянием. Пока что удалось удалось зажечь лампочку на расстоянии в 30 см, но учение планируют дальнейшие эксперименты. Если испытания пройдут успешно, то мы вскоре, возможно, получим действительно компактные беспроводные зарядные устройства для телефонов и ноутбуков, кроме того, в будущем беспроводную передачу электричества планируют использовать для подзарядки электрокаров и и даже передачи энергии с орбитальных солнечных станций.

И последняя новость — для всех любителей динозавров. В Оренбуржской области были обнаружены остатки нового вида морского ящера, плезиозавра. Он обитал около 65 млн лет назад и, в отличие от своих родственников с американского континента, имел пять, а не четыре пальца — из-за чего и был выделен в отдельный вид.

На этом все, читайте новости на нашем сайте chrdk.ru, смотрите наши видео и до встречи на следующей неделе!
Анна Шустикова