Модернизация сурового наследия

Зачем предприятию, которое создает атомные подлодки, центр 3D-технологий

Фото: Светлана Мироненко

Недавно одно из мощнейших предприятий России — «Северное машиностроение» — объявило, что на его базе планируется создать отраслевой центр 3D-технологий. Ответственный за проект Александр Спиридонов, руководитель сектора проектно-конструкторского бюро, рассказал «Чердаку» о планируемом центре.

На «Севмаше» производят и модернизируют атомные и дизель-электрические подводные лодки, военные и гражданские корабли, платформы для нефтегазовой промышленности. Территорию обслуживает собственная железная дорога, с помощью которой из цеха в цех перевозят отлитые детали для судов. Предприятие занимает 320 га площади, и местные называют его «городом в городе».

Участники культурно-просветительского проекта «Ломоносовский обоз» — школьники, эссе которых победили во Всероссийском ломоносовском конкурсе, — посетили «Севмаш» в ходе путешествия по северу России — организаторы решили повторить маршрут, которым Михаил Ломоносов шел из Архангельска в Москву. Александр Спиридонов рассказал «Чердаку», чем будет заниматься центр 3D-технологий, что в этом направлении делается уже сейчас и зачем предприятие в принципе занимается подобными вещами.

— В связи с чем возникла идея создания центра 3D-технологий на базе предприятия?

— На «Севмаше» главное направление, которое позволит усовершенствовать высокотехнологичную подготовку производства, — это сфера IT-технологий, и в первую очередь 3D-технологий. У нас уже есть огромный опыт работы по гражданским заказам, например нефтедобывающая платформа «Приразломная», танкеры-химовозы и другие. При этих заказах активно применялось 3D-моделирование. Сейчас опыт успешно переносится и на военную технику. Поэтому было принято решение о создании единого центра.

— Чем будет заниматься центр?

— Там будет несколько направлений. В первую очередь, будет 3D-моделирование деталей машиностроения, виртуальное моделирование процессов сборки, работы механизмов и расчетов прочности деталей. А также реверсивное проектирование военных судов с использованием технологий лазерного сканирования, например атомных подводных лодок, — это то, что пока в нашей стране еще никто не внедрил.

В одном из цехов «Севмаша». Фото: пресс-служба ОАО «ПО «Севмаш»


— На какой стадии сейчас создание центра и когда планируется его открытие?

— Вообще, вся 3D-работа уже идет, просто она разбита по секторам, каждый из которых отвечает за свое направление. Когда это все будет собрано в едином отделе, создание центра можно будет считать завершенным. Сейчас в одном из наших цехов мы выделили специальный участок, который позволяет создавать детали по данным 3D-моделей. Уже закуплены пакеты лицензий, лазерные сканеры, необходимое программное обеспечение. Полагаю, что центр будет создан в ближайшие полгода.

— Кто будет работать в центре 3D-технологий?

— На «Севмаше» созданы специальные постоянно действующие программы по подготовке высококвалифицированных специалистов, на которых люди обучаются работать с оборудованием. За прошлый год, когда эти программы начали действовать, было обучено более 100 специалистов. Также в Северном арктическом федеральном университете (Архангельск) на базе нашего предприятия была создана кафедра «Жизненный цикл корабля», на которой специалисты «Севмаша» преподают САПР (системы автоматизированного проектирования) и такие узкопрофильные предметы, как, например, судометрика. То есть мы готовим себе высококвалифицированных специалистов еще с института. Если быть точнее, мы готовим их еще раньше — со школы. Мы реализуем школу инженеров — это специальная программа, по которой старшеклассников учат инженерным дисциплинам. У нас нет сомнений, что вся эта большая и комплексная работа над центром и подготовкой кадров принесет предприятию большую выгоду.

Светлана Мироненко
Теги:

Читать еще на Чердаке: