Цветочная пыльца

Вооруженным глазом #8

Фото сделано с помощью сканирующего электронного микроскопа ZEISS SUPRA

На этом снимке — цветочная пыльца. На самом деле электронные микроскопы дают только черно-белое изображение, но сейчас не составляет труда найти в сети и цветные снимки с электронного микроскопа. В подавляющем большинстве случаев цвета на таких снимках — чистая фантазия художника, имеющая мало отношения к действительности. Между тем честно раскрасить изображение, полученное с помощью ЭМ, возможно. Например, можно отфильтровать электроны, летящие от образца, по скорости и не пускать к счетчику те из них, которые летят медленнее определенной скорости. Затем сделать несколько снимков с разной величиной порога. Снимки будут немного отличаться друг от друга, их можно окрасить в условные цвета и «сложить» в одно изображение. Снимок пыльцы является суммой трех изображений, каждое их которых отличается от другого в первую очередь величиной порога. Картинка, полученная в результате учета самых быстрых электронов, которые обладают наибольшей энергией, была окрашена в синий цвет, изображение, которые дали электроны со средней энергией, — в зеленый, ну а самые медленные частицы дали картинку в красном цвете. Читатели, знакомые с физикой, найдут в этом определённую логику.

Благодарим за предоставленный материал Дмитрия Колесникова (ГАИШ МГУ, кафедра астрофизики и звездной астрономии, отдел релятивистской астрофизики) и Саркиса Дагесяна (физический факультет МГУ, кафедра атомной физики, физики плазмы и микроэлектроники, лаборатория криоэлектроники).
Владислав Важник