Пиксели и субпиксели

Вооруженным глазом #11

Фото сделано с помощью микроскопа ZEISS Axio Imager

На этом снимке, сделанным световым микроскопом, запечатлен экран смартфона. Видно, что изображение формируется на экране с помощью матрицы из светящихся пикселей. Каждый пиксель состоит из трех цветных субпикселей: красного, зеленого и синего. Комбинируя эти три базовых цвета и меняя их яркость относительно друг друга, можно получить любой цвет пикселя.

Таким способом можно получить даже белый цвет. Логотип «Чердака» на самом деле белого цвета на синем фоне. На экране три одновременно светящихся разноцветных субпикселя дают белый пиксель. Белый цвет можно увидеть, если отойти подальше от экрана, чтобы разноцветные огоньки перестали восприниматься по отдельности, или быстро водить головой из стороны в сторону так, чтобы вы не успевали различить отдельные пиксели, или, в конце концов, можно просто быстро трясти экран, только осторожно. Кстати, на больших мониторах пиксели можно разглядеть с помощью обычной лупы. А еще можно капнуть на экран телефона маленькую капельку воды, и она сработает как линза.

Белый цвет — это смесь всех цветов радуги. Почему же нас так легко обмануть, выдав за белый смесь всего трех различных цветов? Дело в том, что у нас в глазу всего три вида цветных рецепторов, благодаря которым мы видим все цветовое разнообразие окружающего мира. Эти рецепторы воспринимают в основном красный, зеленый и синий цвета, поэтому их смешение воспринимается нами как белый цвет.

Благодарим за предоставленный материал Дмитрия Колесникова (ГАИШ МГУ, кафедра астрофизики и звездной астрономии, отдел релятивистской астрофизики) и Саркиса Дагесяна (физический факультет МГУ, кафедра атомной физики, физики плазмы и микроэлектроники, лаборатория криоэлектроники).
Владислав Важник