Cрез лишайника

Вооруженным глазом #10

Фото сделано с помощью лазерного сканирующего конфокального микроскопа ZEISS LSM 710

На этом изображении представлен поперечный срез листоватого лишайника Peltigera aphthosa, широко распространенного в северном полушарии. Это классический объект для изучения симбиотических систем, в нем уживаются водоросли, грибы и цианобактерии. Тело лишайника, таллом (зеленый цвет), представляет собой переплетение грибных гиф, между которыми находится слой популяции фотобионта, одноклеточных зеленых водорослей (красный). Видно, что на поверхности лишайника образовались цефалодии (выросты), где сосредоточены симбиотические цианобактерии (лиловый цвет), умеющие осуществлять азотфиксацию.

Зеленые водоросли с высоким содержанием хлорофилла испускают флуоресценцию в области 700 нм, что соответствует красному цвету, а цианобактерии, богатые фикоцианином, кроме того, обладают свечением в области 650 нм, поэтому на фотографии можно различить эти типы клеток.

Лазерный сканирующий микроскоп работает за счет того, что луч лазера последовательно «пробегает» по плоскости образца, точка за точкой. Благодаря содержанию флуорофоров, молекулы отдельных элементов клетки излучают свет, причем на другой длине волны — по сравнению с лазером. Детектор микроскопа легко выделяет и фиксирует это свечение и затем строит изображение образца. Если образец содержит собственные флуорофоры, тогда его можно изучать без введения каких-либо дополнительных красителей или химических реагентов. Флуоресцентное свечение таких образцов называется автофлуоресценцией.

Благодарим за предоставленный материал Рябову Анастасию (ИОФ РАН, лаборатория лазерной биоспектроскопии) и Максимова Евгения (биологический факультет МГУ, кафедра биофизики).
Владислав Важник