Смена министра образования

Чем запомнился Дмитрий Ливанов и что известно о сменившей его Ольге Васильевой

Фото: Валентин Черединцев / архив ИТАР-ТАСС

Президент России Владимир Путин 19 августа одобрил предложение премьер-министра Дмитрия Медведева об отставке Дмитрия Ливанова с поста главы Минобрнауки. Ливанова назначили спецпредставителем главы государства по торгово-экономическим связям с Украиной. А министерство, по предложению Медведева, возглавит замначальника управления администрации президента по общественным проектам Ольга Васильева.

Реформа РАН

Самыми «громкими» изменениями, проведенными Ливановым, стали, пожалуй, реформа Российской академии наук и сокращение числа вузов.

Еще будучи заместителем министра образования Андрея Фурсенко Ливанов в 2005 году раскритиковал проект нового устава РАН. Он настаивал на разделении научных и управленческих функций академии. Несмотря на то что устав РАН был утвержден, в 2007 году из-за поправок в закон «О науке» академия потеряла право самостоятельно утверждать своего президента и свободно распоряжаться земельным имуществом.

Ливанов неоднократно критиковал РАН, которую называл «бесперспективной и нежизнеспособной». Академики в ответ требовали отставки министра образования. Но мнение Ливанова оказалось весомее. В 2013 году была осуществлена самая масштабная реформа РАН за всю постсоветскую историю: упразднены путем объединения с РАН Российская академия медицинских наук и Российская сельскохозяйственная академия, а управление имуществом РАН передали Федеральному агентству научных организаций (ФАНО). Глава правительства Дмитрий Медведев тогда заявил, что «РАН давно нуждается в обновлении. Ученые должны прежде всего заниматься наукой и исследованиями». Реформа вызвала активное противодействие со стороны части российского научного сообщества.

Министерство высшего образования

Большая часть работы Ливанова была направлена на изменения в системе высшего образования. Так, вскоре после вступления Ливанова в должность министерство опубликовало список российских вузов с «признаками неэффективности». Публикация вызвала неоднозначную реакцию, так как в нее вошли, помимо прочих, РГГУ, МАРХИ и Литературный институт имени Горького. Несмотря на критику, Ливанов продолжил бороться с вузами, занимавшимися «торговлей» дипломами. С 2013 года, по данным Рособрнадзора, лицензий лишились около 800 вузов и их филиалов. В большинстве это были негосударственные учебные заведения и региональные отделения государственных вузов.

Ливанов проводил линию и на повышение позиций российских вузов в международных рейтингах, для чего была принята госпрограмма поддержки вузов «5-100», финансирование которой на данный момент превысило 40 млрд рублей.

Ливанов известен как активный сторонник развития среднего профессионального образования, увеличения числа студентов колледжей и сокращения числа тех, кто получает высшее образование. О своем стремлении сократить число бюджетных мест в образовательных учреждениях он сообщил еще в своем первом в должности министра интервью «Российской газете».

В конце июля СМИ сообщали о планах министерства сократить на 40% количество бюджетных мест в вузах. Ливанов же заявил, что подобных планов у министерства нет.

Единый

Ливанов был и активным сторонником Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Под его руководством процедура ЕГЭ стала более прозрачной, число скандалов, связанных с экзаменом, сократилось. Помещения, где проходят ЕГЭ, теперь оснащаются системами видеонаблюдения, ход экзамена контролируют тысячи общественных наблюдателей. По словам Ливанова, во время Единого государственного экзамена в 2016 году серьезных нарушений не зафиксировано.

Похвалы и критика

Реорганизация РАН и сокращение числа вузов — лучшие реформы экс-главы Минобрнауки, уверен ректор Московского городского педагогического университета, заместитель Ливанова в 2011—2013 годах Игорь Реморенко.

«Реформа РАН и реорганизация вузов — то, что нужно отметить, то, что является наиболее сильными и хорошими реформами», — считает Реморенко. По его мнению, за последние пару лет сильно выросло качество образовательных программ, качество обучения в вузах в целом также растет.

Реформу РАН Реморенко также называет «назревшей» и «существенной подвижкой в лучшую сторону». Она создала систему внешнего заказа в науке, считает ректор МГПУ. «Каким-то образом все разработки, которые Академия наук ведет, стали осмысливаться с точки зрения их применимости и полезности — мне кажется, это важно с точки зрения как самого научного сообщества, так и промышленности», — сказал Реморенко.

При этом критики в адрес бывшего министра из-за сокращения вузов, реформы РАН и изменений в школьной программе тоже хватало. Так, в апреле 2013 года лидер КПРФ Геннадий Зюганов настаивал на отставке Ливанова и критиковал действия его и Андрея Фурсенко, занимавшего должность министра до Ливанова, обвинив их в развале отечественного образования.

«Вместо того чтобы отвечать на вызовы XXI века, Фурсенко и Ливанов уничтожают лучшую русскую, советскую, российскую школу. Они ее просто ликвидируют», — утверждал Зюганов. «У нас школа общая урезана, литература и русский оскоплены, математика сокращена. И теперь этот ухарь сказал: 136 вузов неэффективны», — сказал тогда Зюганов.

Сам же Фурсенко, который за последние 26 лет дольше всех продержался на посту главы Минобронауки, положительно характеризует политику своего преемника, хотя и отмечает, что не всегда был согласен с теми или иными решениями Ливанова.

«Считаю, что за четыре года ситуация в образовании, прежде всего в высшей школе, улучшилась. Мы имеем сегодня конкурентную систему образования. И это в значительной степени заслуга Ливанова... Я уверен, что преемственность в работе министерства сохранится», — сказал Фурсенко.

Новый министр

Новая глава Минобрнауки Ольга Васильева до назначения занимала пост замначальника управления администрации президента по общественным проектам. Она окончила дирижерско-хоровое отделение Московского государственного университета культуры и искусств (ныне Московский государственный институт культуры), затем — исторический факультет Московского педагогического государственного института (ныне университет), а также факультет «Международные отношения» Дипломатической академии МИД РФ.

Васильева является профессором кафедры государственно-конфессиональных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС).

Темой ее кандидатской диссертации (защитила в 1990 г. в Институте российской истории РАН) было «Советское государство и деятельность Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны». В 1999 г. в Институте российской истории РАН защитила докторскую диссертацию на тему «Русская православная церковь в политике Советского государства в 1943—1948 гг.»

С 2003 г. — преподаватель Сретенской духовной семинарии. Входит в состав редколлегий журналов «Наука и религия», «Государство, религия, церковь в России и за рубежом», «Историко-религиоведческие исследования».

С октября 2012 г. — заместитель начальника Управления по общественным проектам Администрации Президента РФ.

Входила в состав комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ и рабочей группы комиссии при Президенте РФ по делам инвалидов по вопросам создания условий для участия инвалидов в культурной жизни общества.

В интервью порталу «Православие.ру» в январе 2010 г. Ольга Васильева отметила, что необходимо «выстроить правильные отношения между церковью и властью, правильные отношения со всех точек зрения, потому что церковь — это один из немногих институтов, которому общество доверяет. И это очень важно».

Министерство образования: ретроспектива

Эдуард Днепров (занимал пост министра с 14 июля 1990 г. по 4 декабря 1992 г. ) — первый министр образования России. Окончил Ленинградское Нахимовское военно-морское и Высшее военно-морское училища им. М.В. Фрунзе, служил на боевых кораблях. Одновременно окончил филологический факультет Ленинградского университета. Доктор педагогических наук, академик Российской академии образования.

Участвовал в разработке концепции новой реформы образования, принял закон «Об образовании» 1992 г. При нем открыты первые негосударственные образовательные учреждения.

Евгений Ткаченко (занимал пост министра с 23 декабря 1992 г. до 14 августа 1996 г.) — бывший ректор Свердловского инженерно-педагогического института, доктор химических наук, профессор, действительный член Российской академии.

При нем введен мораторий на приватизацию образовательных учреждений; частные издательства получили возможность выпускать учебники с грифом Минобразования РФ.

Владимир Кинелев (занимал пост министра общего и профессионального образования с 14 августа 1996 г. по 28 февраля 1998 г.) — бывший председатель Государственного комитета РФ по высшему образованию и заместитель председателя правительства РФ. Академик Российской академии образования, заслуженный инженер Российской Федерации.

Под его руководством разработаны государственные образовательные стандарты, введена новая классификация высших учебных заведений, создана единая система общего и профессионального образования.

Александр Тихонов (занимал пост министра общего и профессионального образования с 2 марта 1998 г. по 30 сентября 1998 г.) — бывший первый заместитель министра. Доктор технических наук, профессор, академик Российской академии образования.

Инициировал разработку программы переподготовки директоров школ, реформы профессионального образования, выступал за введение социального кредитования и страхования в системе образования.

Владимир Филиппов (занимал пост министра общего и профессионального образования с 30 сентября 1998 г. по 9 марта 2004 г. С 25 мая 1999 г. должность официально стала называться «министр образования») — бывший ректор Российского университета дружбы народов. Академик Российской академии образования, доктор физико-математических наук, профессор.

Под его руководством принята программа модернизации российского образования до 2010 г. Ее основные положения — введение ЕГЭ, разработка новых стандартов общего среднего образования, введение многобалльной системы оценок учащихся, введение целевого приема в вузы, сертификация учреждений высшего образования, разработка нового поколения стандартов всех уровней профессионального образования, внедрение государственных именных финансовых обязательств.

Андрей Фурсенко (занимал пост министра образования с 9 марта 2004 г. по 21 мая 2012 г.) — бывший первый заместитель министра, врио министра промышленности, науки и технологий РФ. Доктор физико-математических наук.

Продолжил внедрение ЕГЭ, разработку новых стандартов школьного образования, проведение мер по присоединению РФ к Болонской декларации, согласно которой стандарты отечественного высшего образования должны быть приведены в соответствии с европейскими.

После ухода из правительства был назначен помощником президента РФ Владимира Путина, курирует вопросы научных фондов и грантов для ученых. С 2013 г. возглавляет попечительский совет Российского научного фонда.

Дмитрий Ливанов (занимал пост министра образования с 21 мая 2012 г. по 19 августа 2016 г.) — бывший заместитель Фурсенко, ректор Московского института стали и сплавов (МИСиС). Доктор физико-математических наук.

Инициировал реформы РАН, принятие нового закона об образовании. Выступал за активное развитие среднего профессионального образования, слияние вузов, оптимизацию их работы и сокращение доли бюджетных мест, модернизацию дошкольного образования, введение электронных версий учебников, повышение зарплат работникам образования и др.

19 августа 2016 г. на посту его сменила Ольга Васильева, заместитель начальника управления по общественным проекта Администрации Президента РФ.
Алиса Веселкова
Теги:

Читать еще на Чердаке: