Бородатая секунда и радиоактивные бананы

Необычные единицы измерения, которые используются для смеха и всерьез

Фото: Barbol/Shutterstock

Как сильно вырастает борода за секунду, насколько радиоактивны бананы, сколько ваттов в ослиной силе и сколько надо красоты, чтобы разрушить Галактику? Странные единицы измерения могут показаться нелепыми, но некоторые вполне серьезно используются учеными. «Чердак» собрал самые необычные и забавные из них.

Бородатая секунда

Световой год — одна из самых известных широкой публике астрономических единиц измерения. Она обозначает расстояние, которое свет проходит за год, — 9 460 730 472 580 километров. Писатель Кемп Колб предложил аналогичным образом ввести единицу для описания микромира — бородо-секунду. Одна бородо-секунда соответствует длине, на которую стандартная борода вырастает за секунду, и равна примерно 10 нанометрам.

Красота — страшная сила

В древнегреческой мифологии самой красивой женщиной была Елена Прекрасная, из-за нее даже разгорелась Троянская война. В пьесе английского драматурга Кристофера Марло про красоту Елены было сказано, что ее лицо могло отправить в плаванье тысячу кораблей.

Единица измерения красоты, названная в честь Елены Прекрасной, рассчитывается, исходя из количества кораблей, которые этой красотой можно заставить поднять якоря. Таблицу мощи женской красоты составил американский писатель-фантаст Джон Райт. По его классификации 1 миллиелена красоты соответствует отправке одного корабля для сжигания одного дома, а красоты в 1 микроелену хватит на отправку одной моторной лодки и поджигания травы на газоне. Наименьшая производная единица — аттоелена: женщина такой красоты, проходя мимо верфи, может заставить зажечься сигарету. Наибольшая единица красоты — тераелена. Такая красота может отправить в плаванье квадрильон кораблей и нанести существенный ущерб Галактике.

Амбарные ворота в наномасштабе

«Барн» в переводе с английского означает «амбар». Именно такое название Маршалл Хеллоуэй и Чарльз Бэйкер, два физика-ядерщика, работавшие над Манхэттенским проектом по созданию атомной бомбы, придумали для площади в 10−24 см² (это примерная площадь сечения атома урана) в 1942 году. Для бомбардировки атомного ядра на ускорителях барн — довольно крупная цель, и название единицы намекает на англоязычную шутку: если стрелок не может попасть в амбар с небольшого расстояния, то это очень плохой стрелок.

Радиоактивные бананы

Радиоактивные элементы в очень малых количествах встречаются практически повсеместно. Например, в бананах есть нестабильный изотоп калий-40, и, съев один банан среднего размера, человек получает дозу излучения в 0,1 микрозиверта. Эту дозу не всерьез и для наглядности называют банановым эквивалентом. Ежедневно человек получает из разных источников около 100 банановых эквивалентов, в то время как смертельная доза радиации составляет 35 миллионов банановых эквивалентов.

Плюс-минус одно ухо

Смут — единица длина, названная в честь Оливера Смута. Он был студентом Массачусетского технологического института в конце 1950-х — начале 1960-х годов. С ростом в скромных 170 сантиметров Смут был самым низкорослым студентом в группе. В октябре 1958 года ему и его сокурсникам пришло в голову измерить в Смутах длину Гарвардского моста, соединяющего Бостон и Кембридж. Для проведения измерений Смута использовали как линейку. Он ложился на мосту, сокурсники отмечали, где он заканчивался, затем Смут вставал и снова ложился, чтобы можно было сделать следующую отметку. Когда он устал, друзья просто перетаскивали его от одной отметки к другой. Длина моста составила 364,4 смута плюс-минус одно ухо. Отметки на мосту сохраняются по сей день и регулярно подкрашиваются.

Миллиарды и миллиарды

Эта единица измерения была названа в честь известного астронома и популяризатора науки Карла Сагана. Он активно занимался поисками признаков жизни на других планетах. Широкой публике он был известен прежде всего научно-популярными книгами и телесериалом «Космос: персональное путешествие», который стал один из самых популярных в истории американского телевидения. Рассказывая о звездах и галактиках, Саган имел привычку говорить «миллиарды и миллиарды». Так что единица измерения саган используется для неформального обозначения большого количества чего-либо.

Сила осла

Мощность двигателей, прежде всего автомобильных, часто измеряют в лошадиных силах. Например, двигатель средней легковой машины имеет мощность около 150 лошадиных сил. Если же транспортное средство совсем маломощное, то, чтобы цифры выглядели солиднее, можно использовать ослиную силу — термин, встречающийся в соответствующих словарях (McGraw-Hill Dictionary of Scientific & Technical Terms, 2003). Она примерно в три раза меньше лошадиной и эквивалента 250 ваттам (это примерно 4 лампочки накаливания).

Мики

Эта единица измерения названа в честь Микки Мауса. Она обозначает дистанцию минимального различимого движения компьютерной мыши. Это примерно 0,1 миллиметра, хотя точное значение зависит от используемого оборудования. Единица вполне серьезно упоминалась в руководстве Microsoft для программистов 1986 года.

Универсальная валюта

Курсы валют скачут друг вокруг друга, как разыгравшиеся котята. Однако экономистам нужен некий эталон, который позволяет сравнить, что в действительности можно купить на валюту разных стран. Для этого в 1986 году журнал The Economist ввел неформальный индекс биг-мака, благо эти гамбургеры продаются в «Макдоналдсах» большинства стран мира. Однако стоят они при этом очень по-разному: на 2015 год самые дешевые — в Венесуэлле (0,67 доллара США), а в Швейцарии — самые дорогие (6,82 доллара). Если биг-мак стоит дешево, считается, что валюта недооценена на рынке валют.

15 минут славы

Знаменитый художник Энди Уорхолл как-то сказал, что в будущем каждый сможет получить 15 минут мировой славы. Соответственно, один уорхолл обозначает те самые 15 минут славы. Также могут использоваться производные единицы: килоуорхолл — это примерно 10 дней славы, а мегауорхолл — это уже 28,5 года.

Как единицы измерения погубили космический аппарат

23 сентября 1999 года космический аппарат Mars Climate Orbiter, предназначенный для исследования Марса, готовился выйти на орбиту красной планеты после 286 дней путешествия. Для этого по команде с Земли космический аппарат должен был включить двигатель и совершить финальный маневр выхода на орбиту. Двигатель включился, однако Climate Orbiter неожиданно «нырнул» слишком низко и оказался примерно в 60 километрах от поверхности — на 100 километров ниже, чем планировалось, и на 25 километров ниже той высоты, на которой он в принципе мог работать. В результате космический аппарат стоимостью 125 миллионов долларов развалился в марсианской атмосфере.

Причиной неожиданного маневра стала досаднейшая ошибка. Mars Climate Orbiter и программное обеспечение для него разрабатывали совместно NASA и компания Lockheed Martin. Как оказалось, в ПО, созданном в Lockheed Martin, по старинке использовались британские единицы измерения (в частности фунты — для измерения массы), а ПО, разработанное NASA, работало в метрической системе, в которой масса измеряется в килограммах. В результате программа, отвечающая за работу двигателей, и программа, рассчитывающая траекторию полета, просто «не поняли» друг друга.