Заметки марсианина: часть 6

Перекрестное обучение

Анастасия Степанова фотографирует гипс. Фото: Анастасия Степанова

Первый экипаж, отправившийся к Марсу, будет состоять из 4—6 человек, которые должны совмещать несколько профессий. Поскольку мы не можем заранее предугадать все аварии и экстремальные ситуации, космонавты должны уметь быстро учиться и применять новые знания.

На Марсианской исследовательской станции мы проводим эксперимент по перекрестному обучению. Микробиолог экипажа должен на протяжении всей миссии обучать нас основным техникам проведения биологических исследований. Мы изучаем земные формы жизни, приспособленные к экстремальным условиям: высокая температура, длительное пребывание без воды и интенсивная ультрафиолетовая бомбардировка. Исследования разделены на три направления: лишайники, галофилы и гиполиты.

Легче всего найти лишайники, издалека они похожи на рисунки на камнях. Они бывают самых разных форм и цветов. Лишайники — это колонии водорослей и грибов, которые чаще всего обитают на камнях, но иногда можно их обнаружить и на дереве. «Галофил» в переводе с латыни означает «организм, любящий соль». Обычно они застревают внутри кристаллов соли, которые образуются в процессе испарения воды. Недалеко от нашей станции галофилов можно найти в гипсовых кристаллах. Гиполиты — это цианобактерии и водоросли, живущие в колониях под прозрачными минералами, чаще всего — под кварцем.

Образцы гиполитов. Фото: Анастасия Степанова

Мне нужно было обучиться сбору образцов гипса и их обработке в лаборатории. Гипс похож на осколки стекла или россыпь бриллиантов, сверкающих среди красных холмов. Собранные образцы помещают в стерильные контейнеры, а потом исследуют в лаборатории. В дальнейшем наши образцы продолжат изучать в Исследовательском центре Эймса.

Для чего нужно перекрестное обучение? Помимо приобретения новых навыков это подстраховка всей миссии на случай, если биолог экипажа будет недееспособен. Тогда уменьшается риск срыва научной программы по поиску микроорганизмов на Марсе. В симуляции программа по перекрестному обучению проходит гладко, и подопытные марсиане быстро схватывают информацию. Не было ни одного случая, когда бы мы совершили ошибку, а следовательно, метод обучения успешен.

Анастасия Степанова

Все заметки космического журналиста Анастасии Степановой о проекте «Марс 160» — по тегу «Заметки марсианина».