Заметки марсианина: часть 3

Отбор в экипаж «Марс 160»

Марсианская исследовательская станция в Юте. Фото: Анастасия Степанова

Миссия «Марс 160» подразумевает не только саму симуляцию, но и различные подготовительные процессы. Все началось три года назад, когда Марсианское общество объявило о наборе волонтеров в миссию «Марс-Арктика 365». Эта миссия подразумевала годовую симуляцию на станции Flashline в Арктике. Осенью 2014 года из 200 заявок отобрали 20 человек и разделили на три экипажа. Эти экипажи отправились на Марсианскую исследовательскую станцию в пустыне штата Юта, чтобы по очереди провести двухнедельную симуляцию. В этом отборочном туре было важно показать слаженную командную работу. Я была в команде под номером 143.

Единственная девушка, единственная из России и единственный гуманитарий. Кто же остальные члены экипажа? Инженеры Александр Манжо (Франция), Ян Силверсайдс (Канада) и Клод-Мишель Ларош (Канада), геолог Пол Найтли (США), биолог Пол Соколов (Канада). Мы провели незабываемые две недели марсианских каникул. Несмотря на все профессиональные, культурные и половые различия, мы жили как один организм. Нас объединяла одна мечта — оказаться на Марсе. Критерии, по которым комиссия оценивала команды, были вполне простыми: важные и интересные исследовательские проекты, работа экипажа, психологические тестирования. За две недели нашего совместного пребывания в изоляции не было ни одного случая недопонимания и негатива. Мы действительно жили как одно целое. На первом месте всегда была общая цель — показать слаженную работу экипажа и выполнить на отлично поставленные задачи.

Отработав свою часть экспедиции, мы вернулись домой и спустя шесть месяцев получили долгожданное письмо. Наш экипаж прошел в финал! Поскольку годовая миссия в Арктике обойдется в приличную сумму, Марсианское общество пересмотрело концепцию. Вместо годового изоляционного эксперимента, который уже не является новинкой, так как подобные миссии проводились Институтом медико-биологических проблем РАН и HI-SEAS, миссия «Марс-Арктика 365» превратилась в эксперимент-близнец миссии «Марс 160».

Ян Силверсайдс и Анастасия Степанова

Почему эксперимент-близнец? Симуляция марсианской экспедиции будет разделена на две части: 80 дней в пустыне штата Юта и 80 дней в Арктике на острове Девон. Состав экипажа будет неизменен, так же как и исследовательские проекты. Научная группа проследит, как разные окружающие среды влияют на результаты экспериментов. Возможно. микроорганизмы Арктики и пустыни совсем не отличаются. Помимо этого, симуляция «Марс 160» будет подспорьем к будущей годовой миссии «Марс-Арктика 365», так как команда пройдет испытания в Арктике в более сжатые сроки и сможет обосновать необходимость столь дорогих в обслуживании арктических баз по сравнению с более доступной станцией в пустыне.

Сейчас я нахожусь на станции в пустыне, а значит, первая часть миссии уже началась. Старт второй части запланирован на июль 2017 года в Арктике. Для нас, первоиспытателей, в 2017 году все закончится, но для ученых самая веселая часть только начнется. Оценка данных, выводы и публикации научных статей. Миссия «Марс 160» еще на протяжении многих лет будет вносить знания в копилку марсианских хроник.

Анастасия Степанова

Все заметки космического журналиста Анастасии Степановой о проекте «Марс 160» — по тегу «Заметки марсианина».