Комета, звездопады и солнцестояние

Что смотреть на небе в декабре

Последнее полнолуние декабря в этом году приходится на католическое Рождество. Иллюстрация: Zacarias Pereira da Mata /Shutterstock

Декабрь не самый комфортный для наблюдения за звездным небом месяц. Но в этом году последний месяц — особенный, так как на небе будет видна невооруженным глазом комета Каталина. Кроме нее в ясную погоду в декабре можно будет увидеть два звездопада и одно полнолуние. Наблюдать за ночным небом лучше подальше от города, там, где оно меньше засвечено.

Каталина

Комета Каталина (C/2013 US10) была открыта относительно недавно — в октябре 2013 года. Родина Каталины — облако Оорта, гипотетическая область на расстоянии примерно одного светового года от Солнца. Ученые полагают, что облако было также источником нескольких других комет, в частности кометы ISON. В ноябре 2013 года она распалась на части, проходя ближайшую к Солнцу точку своей орбиты.

Некоторые исследователи считают, что такая судьба характерна для «пришельцев» из облака Оорта и предсказывали, что она постигнет и Каталину. Однако комета прошла самую близкую к Солнцу точку 15 ноября 2015 года и до сих пор цела. 17 декабря она пересечет небесный экватор и перейдет из южной небесной полусферы в северную, так что ее можно будет видеть теперь с территории России. Далее, 17 января 2016 года комета подойдет ближе всего к Земле и пройдет в 108 миллионах километров от нас. Затем она начнет удаляться от Земли, затем покинет планетную систему и больше мы ее не увидим.

Звездопады

Декабрь не так богат на звездопады, как самый урожайный в этой смысле август, но тем не менее на небе будут видны два метеорных потока — Геминиды и Урсиды. Пик Геминид придется на 14 декабря. Это самый мощный звездопад года, он дает яркие метеоры и даже болиды. В некоторые годы по количеству метеоров он превосходит даже августовские Персеиды. Радиант потока, то есть точка появления метеоров на небосводе, находится в созвездии Близнецов. На пике интенсивности метеорного потока ожидается до 120 метеоров в час в зените.

На 23 декабря приходит пик метеорного потока Урсиды. Поток Урсиды уникален своими медленно двигающимися метеорами, скорость которых в два раза меньше августовских Персеид. «Падающие звезды» будут появляться прямо рядом с Полярной звездой, расположенной в созвездии Малой Медведицы.

Последнее полнолуние года

Последнее полнолуние в этом году придется на 25 декабря: это единственное полнолуние в декабре, когда Луна будет видна на небе всю ночь, так как взойдет с закатом Солнца и закатится с рассветом.

Зимнее солнцестояние

Наконец, 22 декабря в 7 часов 48 минут по московскому времени произойдет зимнее солнцестояние, а значит, день, который сейчас убывает, начнет медленно, но верно прибавляться. Так, на широте Москвы долгота дня в начале декабря составляет 7 часов 23 минуты, 22 декабря день будет самым коротким — 6 часов 56 минут, а к концу месяца он будет продолжаться 7 часов 2 минуты.

Из планет в декабре на небе будут лучше всего видны Венера и Юпитер. В телескоп или бинокль можно наблюдать Сатурн и его спутник Титан, Марс и Уран.