Археология без лопаты

Удивительные открытия, сделанные совершенно неправильными методами

Выловленные в Волхове крючки. Фото автора

При словах «археологические раскопки» большинство людей представляют грязных ученых с лопатами, роющихся в земле. Однако порой археологические открытия — и иногда значительные — совершаются совершенно нетипичными методами. Обзор самых «неправильных» раскопок, которые порой и раскопками-то нельзя назвать, в материале «Чердака».

Для обывателя археологические раскопки — это разрытый участок земли, в котором археологи что-то делают лопатами или кисточками. Время от времени кто-нибудь обнаруживает что-то интересное, к счастливчику сбегаются все коллеги и рассматривают находку. Нередко раскопки начинаются по чистой случайности, когда, например, во время земляных работ рабочие натыкаются на древний фундамент или горшок с драгоценностями.

Археологические открытия частенько происходят в самых неожиданных местах и самыми удивительными способами. «Чердак» приводит четыре истории необычных раскопок и археологических находок. Некоторые из них случились буквально вчера, некоторые — десятилетия назад. Но все эти истории объединяет одно: для совершения открытия ни одному человеку не пришлось брать в руки лопату.

Подводные раскопки
Подводные археологи. Фото автора

Стандартное место раскопа всегда устроено одинаково: культурный слой разбит на временные горизонты; то, что выше, — моложе, то, что глубже, — старше. Археологи снимают слой за слоем, и каждый из них можно датировать: по предметам, попавшим туда, по годовым кольцам сохранившихся бревен или используя радиоуглеродный метод датировки органических предметов… Если же говорят про «подводную археологию», это почти всегда означает, что аквалангисты нашли на дне моря или озера нечто древнее, будь то затонувшая галера или древний город, ушедший на дно, как, например, крымский Калос Лимен.

Но существуют и в буквальном смысле подводные раскопки — уже девять лет их проводят в реке Волхов рядом с Великим Новгородом. Прямо напротив новгородского кремля ставится понтон, с которого на дно реки спускаются водолазы.

Археологи исследуют древний новгородский мост, который был построен в первые годы существования города. Волхов почти никогда полностью не замерзает, наплавные мосты не выдерживают ледохода по весне, а ведь Новгород изначально развивался на обоих берегах реки. Поэтому Великий мост от кремля города до Ярославова Дворища существует уже минимум девять веков и был одним из центров общественной жизни.

С 2006 года «подводные археологи» обнаружили в песчаном грунте не только опоры древнего моста, но и самый настоящий культурный слой, в котором находится все то, что падало с моста в реку, — рыболовные крючки, монеты, ключи…

Вести раскопки ученые могут лишь ранней весной, когда Волхов уже более или менее освободился от тонкого льда, но вода еще сохраняет прозрачность хотя бы на метр, и археолог может видеть свои руки. Но копать ученым приходится по-настоящему, правда, вместо лопаты они работают струей воды.

Находка в цветочном горшке
Найденная в грунте оранжереи грамота. Фото с сайта gramoty.ru

Житель уже современного Великого Новгорода В.А. Челноков (имя, увы, не сохранилось) не собирался становиться археологом. Он любил цветы и бережно ухаживал за ними. В 1980 году Челноков отправился к оранжерее, куда свозили грунт из разных районов города и где в тот момент велись земляные работы, — оранжерейные растения нуждаются в хорошей земле.

Любитель цветов набрал себе земли и отправился домой пересаживать своих питомцев. И вдруг в принесенном грунте он заметил кусочек бересты с процарапанными буквами. Теперь в научных документах находка фигурирует как новгородская грамота на бересте №612. К сожалению, фрагмент слишком маленький, чтобы прочитать на нем связный текст, а «выдернутость» из археологического контекста не позволяет точно датировать грамоту. Однако даже тех отдельных букв, которые сохранились, хватило, чтобы палеографическим методом (изучением почерка) датировать бересту: она была использована для написания текста между 1280 и 1300 годами.

Птичья археология
Найденные в гнездах обрывки документов. Фото Алексея Алексеева из того самого альбома «ВКонтакте» «Птичий архив»

Удивительный случай — как для археологии, так и для научных коммуникаций — произошел осенью 2015 года в Звенигороде. Там реставрировали древнейший памятник архитектуры этого региона — Успенский собор «на Городке», возведенный на рубеже XIV и XV веков и расписанный самим Андреем Рублевым. Под старой металлической кровлей археологи обнаружили многочисленные гнезда птиц, которые пернатые жильцы собора вили аж с XVIII века. Как археологам удалось определить возраст гнезд? А вот как: для постройки жилищ птицы веками таскали у людей бумагу. И не просто бумагу, а странички из книг, долговые расписки, деньги, продуктовые карточки, поминальные свидетельства. Таким образом под кровлей собора сформировался своеобразный срез звенигородского бумагооборота почти за триста лет.

Причем тут научные коммуникации? Дело в том, что история про птичью археологию дошла до широких масс совершенно нетривиальным путем. Сначала участники реставрации собора выложили фотографии находок в альбоме «ВКонтакте». Затем несколько популярных научных блогов сделали на основании снимков материалы. Посты про необычные гнезда внезапно разошлись по всему рунету, после чего на них стали ссылаться уже федеральные СМИ, в том числе телевизионные, и зарубежные журналисты. То есть эта история развилась целиком и полностью благодаря новым каналам переноса научной информации и замечательно обошлась без традиционных пресс-релизов и публикаций на сайтах академических институтов.

Мне сверху видно все!

Хорезмская крепость Аяз-Кала. Фото автора

Дело было еще в 1930-х годах. Каракалпакскую республику только что включили в состав Узбекистана, и почти никто не знал, что хранят ее пески. По письменным источникам было известно, что где-то тут существовала могучая цивилизация, древний Хорезм. Однако археологических свидетельств ее существования почти не было. Чтобы отыскать их, в 1937 году в Каракалпакию отправился археолог Сергей Толстов. Однако молодой человек не сразу взялся за лопату. Для определения места будущих раскопок, которые растянутся на полвека, Толстов использовал… аэроплан. Сейчас спутниковые снимки доступны всем, да и аэрофотосъемка тоже привычна. Но в 1930-е годы, когда сама научная археология делала первые шаги, использовать самолет, да еще и в Азии, для поиска сокрытого под землей было немыслимо. Но именно аэрофотосъемка пустыни позволила найти десятки крепостей и святилищ древнего Хорезма и впоследствии провести на них раскопки, открыв миру удивительную цивилизацию. Ученые увидели засыпанные песком линии крепостных стен, которые угадывались только с воздуха.

Кстати, сейчас аэрофотосъемка тоже приводит к выдающимся открытиям. В 2015 году журнал Arhaelogy определил десяток самых громких находок 2014 года по всему миру. И среди них оказалась находка византийской базилики прямо на дне озера Изник всего в 100 километрах от Стамбула. И открытие это было сделано во время обыкновенной аэрофотосъемки.

Алексей Паевский