Как накормить весь мир?

Агротехнологии и биоинженерия

Когда нынешние школьники выйдут на рынок труда, миру будут нужны совсем не те специалисты, которых готовят сегодня. Алена Владимирская, хедхантер и основатель проекта «Антирабство», рассказывает о том, какие специалисты будут нужны через пять и 10 лет, как выбрать профессию будущего и где на нее учиться.

Может быть, ко второй половине XXI века у человечества появятся еще какие-нибудь специфические потребности, но пока можно сказать точно, что ему по-прежнему будет нужна еда. Сельское хозяйство, агротехнологии, производство еды — ключевая отрасль всей мировой экономики, и в ближайшее время в ней произойдет настоящая революция. Потому что иначе мы все просто вымрем.

Перед человечеством стоит непростая задача — в условиях ограниченных ресурсов прокормить девять миллиардов человек. Именно такой, судя по прогнозам футурологов, будет численность населения планеты через 30 лет. Поэтому в ближайшие несколько десятков лет будут очень востребованы специалисты, способные обеспечить мир дешевой в производстве, питательной и полезной для здоровья едой.

Сейчас сельское хозяйство и пищевая индустрия развиваются одновременно в нескольких направлениях:
  • Повышение урожайности с единицы площади за счет использования генетических технологий, способов организации пространства (вертикальное земледелие), технологий, позволяющих получать на одной и той же площади несколько урожаев в год. Вертикальные фермы могут располагаться прямо в городе, занимая небольшую площадь, как небоскребы.
  • Создание закрытых теплиц и вертикальных ферм с особым микроклиматом, которые позволят выращивать круглый год овощи и злаки в любых климатических поясах.
  • Производство альтернативных классическому животноводству источников белка. Ученые уже научились выращивать искусственное мясо из стволовых клеток, теперь эту технологию осталось адаптировать для массового производства. Многие биологи предлагают обратиться к альтернативным источникам белка — добывать его из насекомых и их личинок, медуз и других организмов. По словам футуролога Морган Гэя, из насекомых могут получиться вполне сносные сосиски и другие «мясные» изделия.
  • Использование ресурсов Мирового океана — строительство гидроферм по выращиванию рыб и съедобных водорослей, которые уже составляют значительную часть рациона в азиатских странах.
  • Разработка и производство альтернативных продуктов питания: пластырей, которые приклеиваются на тело и питают его в течение нескольких дней, белковые коктейли, питательные таблетки, суперфуды.
  • Технологии быстрой переработки и консервации полученных продуктов.
  • Использование роботов и цифровых технологий во всех сферах сельского хозяйства.

Автоматизированная ферма в Вологодской области. Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

Уже сейчас сельское хозяйство — это не отдельно стоящие фермы, пастбища и поля, по которым гуляют овечки. Агротехнологии проникают во все типы поселений — от небольшого поселка до крупного мегаполиса, превращаясь в точно такое же производство, как, например, производство одежды, мебели, автомобилей. Естественно, профессии в агроиндустрии тоже меняются: за сельское хозяйство в мире будущего будут отвечать не фермеры, которые проводят весь день в полях, а высококвалифицированные специалисты по биоинженерии, трудящиеся в лабораториях.

Центр биоинженерии РАН. Фото: Зотин Игорь/ТАСС

Круг профессий, которые будут востребованы в этой индустрии, очень широкий. Это биологи, экологи, океанологи, агрономы, генетики, биохимики, молекулярные химики, специалисты по проектированию и строительству теплиц, инженеры систем управления агропроизводством. На стыке биологии, зоологии и машиностроения возникнут новые специальности, о которых сегодня никто еще и не слышал. Предугадать, как будут называться эти профессии, невозможно. Зато можно разобраться, какие компетенции будут нужны таким специалистам, и начать готовить себя к будущему.

Во-первых, для работы в агроиндустрии необходимы фундаментальные знания: биологии, в том числе ботаники и зологии, биохимии, генетики, общей химии, молекулярной химии, химии растений, экологии, физики, математики, географии, геологии, почвоведения, инженерных наук.

На кафедре биоинженерии биологического факультета МГУ. Фото: Артем Коротаев/ТАСС

Компетенции, которые пригодятся специалистам по сельскому хозяйству будущего:
  • Знание и умение применять технологии ускоренного выращивания растений.
  • Знание технологий создания теплиц и биосистем, умение проектировать такие системы.
  • Комплексное видение процесса производства агропродуктов, знание технологий выращивания растений и живых организмов, умение применять технологии, умение разбираться в системах управления агрообъектами.

Где всему этому учат? Практически нигде. Ни один вуз не даст вам полный набор знаний и навыков для профессии будущего. Поэтому, чтобы обеспечить себе успешную карьеру в агросекторе, придется много учиться самостоятельно: поступить на биофак или агроинженерный факультет, где вам дадут базовые знания по теме, и параллельно заниматься самому: во-первых, довести до совершенства английский, чтобы читать профессиональную литературу и статьи, во-вторых, записаться на всевозможные курсы, имеющие отношение к сельскому хозяйству, на Coursera.

Обязательно пойти на курсы программирования — навыки кодинга обязательно пригодятся вам в будущей специальности, ведь через 10 лет они будут считаться такими же обязательными, как умение читать и писать.

Если вы хотите сориентировать своего ребенка в профессиях будущего, помочь ему выбрать направление и разработать карьерный план с помощью экспертов, записывайтесь на курс «Профессии будущего» для школьников.
Владислав Важник