5 минут о мышлении

О мышлении, строении мозга и математическом складе ума в новом видео с Машей Осетровой «5 минут о...».

Всем привет, я – Маша Осетрова, и сегодня я расскажу вам о том, можно ли научиться мыслить, как математик.

В современном мире знание математики и способность к аналитическому мышлению становятся все более востребованными навыками. Они помогут вам как в принятии жизненного важного решения, так и в преодолении повседневных трудностей: как рассчитать семейный бюджет, спланировать отпуск или выбрать, по какому пути добираться до места работы. Наличие естественно-научного бэкграунда само по себе делает нас умнее и позволяет отстраненно наблюдать за вещами. Людей, не обладающих этими знаниями, намного проще одурачить, поскольку они не умеют скептически смотреть на вещи.

Проблема многих состоит в том, что люди просто панически боятся математики. Если вам кажется, что у вас нет склонностей к точным наукам – имейте в виду: ваш мозг понятия об этом не имеет! Ежесекундно он выполняет сложнейшие вычисления, благодаря которым мы можем ловить мяч, держать кружку с кофе или объезжать дорожные ямы на автомобиле. Бессознательно мы решаем уравнения и производим сложные расчеты, даже не подозревая о своих способностях к математике и естественным наукам.

Дело в том, что наш мозг умеет мыслить в двух разных режимах: сфокусированном и рассеянном. Существует гипотеза, что это связано с тем, что позвоночным приходилось решать две важнейшие задачи одновременно: следить за передвижением врагов – в рассеянном режиме – и искать себе пропитание – в сосредоточенном. Область мозга, отвечающая за его работу в сфокусированном режиме, у людей располагается в префронтальной коре, сразу за лобной костью, в то время как рассеянное мышление не связано с активностью определенного участка, - оно как бы «рассеяно» по всему мозгу.

Наиболее эффективно настроить мозг на одновременное решение столь непохожих задач помогло их физическое разделение. Если каждое из полушарий нацелено на определенный тип восприятия, шансы на выживание повышаются. У людей левое полушарие специализируется на логическом мышлении, а правое отвечает за обработку эмоций, рассеянное внимание и социальные коммуникации.

Невозможно получить широкое представление об устройстве мира без участия правого полушария. Для успешного изучения наук и искусств необходимо чередование двух типов мышления. Все известные в истории науки озарения, будто нашептанные кем-то свыше, связаны именно с включением рассеянного режима мышления после долгого периода сосредоточенной работы. Исследования показывают, что представления о том, что у одних людей доминирует правое полушарие, а у других — левое, на самом деле ошибочны.
Изучение нового материала сопровождается «мигающими» нейронными процессами в разных участках мозга и передачей данных от полушария к полушарию. Это значит, что думать и учиться — процесс более сложный, чем обычное переключение со сфокусированного на рассеянное мышление и обратно. Для первого знакомства с новым материалом больше подходит рассеянный режим, позволяющий охватить картину целиком, а для отработки навыков – сосредоточенный.

Барбара Оакли, автор книги «Думай как математик», рассказывает, что поборола свой страх перед математикой только в 26 лет. С того момента, как она решила получить диплом инженера до того, как почувствовала, что математика ей по зубам, прошло примерно полтора года. В книге «Думай как математик» Барбара рассказывает о том, какие методики помогли ей побороть свой страх и приводит практические советы для тех, кто также решился изменить свою жизнь.

По ее словам, первый и самый важный шаг — просто перестать прокрастинировать. Это поможет снизить уровень стресса, повысить эффективность обучения и освободить много времени для веселья и расслабления. Проблема в том, что прокрастинация ограничивает нас самих в использовании ресурсов мозга: откладывая решение трудной задачи на потом, мы оставляем время только на работу в сфокусированном режиме.
Мы прокрастинируем, когда нам неприятно чем-то заниматься. Если вам необходимо приступить к занятиям математикой, сама мысль о которой для вас болезненна, в вашем мозгу активизируются болевые центры. Важно понимать, что сразу после начала работы боль исчезает.

Для того, чтобы справиться с этой проблемой, нужно вводить изменения постепенно. К примеру, эффективным подходом является так называемый «метод помидора», названный так по виду кухонных таймеров. Он состоит в чередовании промежутков сосредоточенной работы – обычно около 25 минут – и заслуженной награды в виде перерыва на приятные занятия.

Имейте в виду, что простое перечитывание материала не помогает запоминанию – куда эффективнее регулярно проверять себя, воспроизводя в уме изученный ранее материал.
На этом все, читайте умные книги, развивайте мозг и читайте портал «Чердак»! А в следующем выпуске я расскажу вам о том, могут ли мыши впадать в депрессию.

Анастасия Тмур
Теги:

Читать еще на Чердаке: