5 минут о викингах

Каким правилам подчинялись викинги и кому поклонялись? Кто такие берсерки и чем на самом деле знамениты «люди из бухты»? Обо всем этом в новом выпуске Маши Осетровой.

Всем привет, я Маша Осетрова, и сегодня я немного расскажу вам про викингов.

Считается, что исторически слово «викинг» отнюдь не указывало на представителей определенного народа, а попросту переводилось как «человек из бухты». Возможно, из-за того что именно в бухтах разбойники прятались, подстерегая торговые суда. Однако со временем слово «викинги» стало синонимом «скандинавов раннего Средневековья», и такое употребление закрепилось.

Кстати говоря, один из главных в нашем представлении атрибутов суровых скандинавских воинов — рогатый шлем — на самом деле имеет с ними мало общего. Он возник из-за ошибочного отнесения шлемов бронзового века к эпохе викингов. Однако, несмотря на научное опровержение, образ этот намертво закрепился в нашем романтическом представлении о людях Севера.

А вот что касается драккаров — знаменитых «кораблей-драконов» викингов, то они были настоящей гордостью людей Севера. Эти узкие корабли с высоко поднятыми загнутыми носом и кормой в длину достигали 20 и более метров, вмещая в себя до сотни воинов.

Викинги использовали драккары и как средство передвижения, и как военное судно. Благодаря низкому борту они были едва заметны среди морских волн, и корабль, набитый северными воинами, мог максимально долго оставаться незамеченным врагом. Идя под парусом, драккары развивали скорость около 20 километров в час.

Тем не менее Джон Хейвуд, автор книги «Люди Севера», посвященной истории викингов, считает, что главным достижением викингов было все-таки не технологическое или культурное наследие, а то, как широко они раздвинули границы своего мира.

В книге он помещает историю викингов в контекст мировой истории, рассказывая об их долгом пути, начавшемся в Асгарде при сотворении мира и окончившемся свадьбой в Гренландии в XV в. И, конечно, говоря о путешествиях людей Севера на Восток, вспоминает историю становления государственности в Древней Руси.

В скандинавских мифах боги никогда не представали образцами добродетели, достойной подражания. Они стояли выше человеческой морали и, если нужно, легко лгали и обманывали, особенно в отношениях с великанами — их непримиримыми врагами, занимавшими области на периферии мира.

Как отмечает Джон Хейдвуд, среди богов лишь Один обладал мудростью. Он был одним из трех первых богов, родившихся у ледяных великанов. Вместе с Вили и Ве Один вырезал людей из двух древесных стволов. Мужчину назвали Аск — ясень, а женщину Эмбла — вяз, и от них в дальнейшем произошло все остальное человечество.

Один принес людям знание рун, поэзию, ярость берсерков и опасную магию под названием сейд, наделявшую даром предвидения и другими, более зловещими способностями. Мудрость Одина записана в «Речах Высокого» — собрании афористичных стихов, сохранившемся в единственном исландском манускрипте XIII в.

«Речи Высокого» всецело посвящены прагматичной житейской мудрости. Заводи друзей. Не пей много пива и меда. Если не знаешь предмета беседы, молчи. Будь честен, но только не с врагами.

Советы подчас бывают противоречивы. С одной стороны, «Речи» порицают труса, который думает, что, избежав схватки, будет жить вечно, но в то же время заявляют, что лучше быть живым псом, чем мертвым львом.

Как известно, храбрейшим из павших в бою воинам предстояло попасть в Вальгаллу, где героев встречали чашами хмельного меда, а эйнхерии в их честь громко стучали по столам. Платой за такое гостеприимство Одина было участие на его стороне в Рагнареке — битве богов и великанов, которая должна состояться в конце времен.

Обещание Вальгаллы вовсе не означало, что викинги были безрассудны в бою. Чего викинги хотели на самом деле, так это жить и пользоваться плодами победы. Только для берсерков, фанатичных приверженцев Одина, гибель в сражении бывала действительно желанна.

Перед боем они вводили себя в яростное исступление, в котором становились нечувствительны к боли и ранам. Берсерки не носили доспехов, и такое пренебрежение собственной безопасностью устрашало противника, однако большинство из них неизбежно находили свою смерть.

В целом же сознание конечности всего, даже богов и посмертной жизни, формировало у скандинавов фаталистический взгляд на жизнь и безразличие к смерти. Считалось, что воин должен встречать ее пожатием плеч и мрачной усмешкой, чтобы показать, что он сохранил самообладание и не поддается страху. Жизнь не стоила того, чтобы за нее особенно цепляться, и, если выпало погибнуть, ты все равно не мог ничего с этим поделать.

На этом все, читайте умные книги, не бойтесь путешествовать, читайте портал «Чердак» и смотрите следующей выпуск, в котором я расскажу вам о том, зачем нам нужен стыд.

Анастасия Тмур
Теги:

Читать еще на Чердаке: