Женщины предпочитают говорить с собаками, как с детьми

Психологи и этологи выяснили: женщины разговаривают с домашними любимцами, как с детьми, потому что хотят, чтобы их поняли те, кто не умеет говорить на человеческом языке.

Группа психологов из Америки, Англии и Франции провела эксперимент, чтобы выяснить, почему часто люди, общаясь со своими домашними питомцами, говорят с ними, как с маленькими детьми: высоким голосом, медленно, тщательно проговаривая слова. Ученые исходили из двух гипотез: либо люди говорят так только со щенками, просто потому что они еще маленькие, либо это желание, чтобы тебя поняли те, кто не владеет человеческим языком.

В эксперименте приняли участие только женщины, так как исследование 2014 года показало, что активность мозга женщин была идентичной вне зависимости от того, показывали ли им фотографии их детей или их собак, и — сильной.

В ходе нового эксперимента 30 женщинам показали фотографии собак всех возрастов и попросили отреагировать на них фразами «Привет, мой милый!», «А кто это у нас такой хороший?», «Иди сюда!» Оказалось, что женщины неосознанно обращались ко всем собакам как к детям: к щенку, молодой собаке и псу старше восьми лет. Затем женщин попросили повторить эти фразы нейтральным тоном, а чтобы облегчить задачу, не показывали им в этот момент фотографии собак. Все фразы, которые произнесли женщины, записывались.

На следующем этапе эксперимента записи «детских» и «нейтральных» голосов дали послушать собакам. Выяснилось, что абсолютно все собаки проигнорировали «нейтральные голоса». На запись, где женщины говорили с собаками, как с детьми, отреагировали только щенки — волновались, лаяли, подбегали к источникам звука. Взрослые же собаки вели себя спокойно.

Полученные данные позволили психологам сделать вывод о том, что люди неосознанно используют «детскую» речь в общении с питомцами независимо от их возраста. «Детская» речь помогает, если человек обращается к щенку, и не работает, если речь идет о взрослой собаке. Но желание человека быть понятым тем, кто не может говорить на человеческом языке, заставляет продолжать «детское» общение, пусть даже оно и не вызывает у животных никакой реакции.

Результаты исследования были опубликованы в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Из-за долгого проживания рядом с человеком у домашних собак выработались адаптации, которые помогают им понимать тонкие оттенки человеческой речи и поведения. Так, ученые уже пришли к выводу, что собаки могут определять настроение человека по голосу и выражению лица и даже понимать смысл слов, а не только интонацию.