Томские физики изменили свойства минерала, чтобы очищать кровь

Ученые Томского государственного университета (ТГУ) изменили физико-химические свойства цеолита механическим и термическим воздействием, чтобы создать портативное устройство для гемодиализа.
Гемодиализ — это процесс очистки крови от токсичных продуктов обмена веществ. У здоровых людей кровь очищается в почках, но при почечной недостаточности приходится использовать специальные аппараты. По словам авторов исследования, современные устройства позволяют проводить гемодиализ только в больницах, поэтому люди привязаны к месту лечения. Новый аппарат будет размером с наручные часы, и гемодиализ можно будет делать дома.

Цеолит быстро поглощает влагу, поэтому его используют как абсорбент в фильтрах. Насколько хорошо цеолит всасывает жидкость, зависит от площади удельной поверхности: чем она больше, тем лучше. Чтобы увеличить удельную поверхность, цеолит можно измельчить.

«Природные цеолиты — прочный минерал, поэтому важно найти технологию их измельчения, — говорит соавтор исследования Александр Бузимов. — Изменение удельной поверхности механической обработкой позволяет направленно варьировать свойства цеолитов».

Ученые из ТГУ исследовали природный цеолит из Токайского месторождения в Венгрии. После термической и механической обработки в шаровой мельнице удельная поверхность цеолита увеличилась.

Теперь ученые хотят совместить цеолиты с нанокерамическим материалом, разработанным Институтом физики прочности и материаловедения СО РАН, и создать из них композитное сито, которое станет основой прибора для гемодиализа. Устройство будет соединяться с шунтом, который вживляется под кожу пациенту. Кровь будет циркулировать через композитное сито и очищаться. Новый материал из цеолита и нанокерамики ученые планируют получить в течение года, а через два года — создать первый прибор.