Птицы сюсюкают, чтобы научить птенцов петь

Ученые выяснили, что у птиц меняется голос, когда они поют птенцам, так же как и у людей, когда они разговаривают с детьми. Канадские исследователи из Университета Макгилла изучили, как зебровые амадины учатся петь, и выяснили, что общение играет важную роль в обучении пению.
Ученые провели исследование, чтобы выяснить, как общение взрослых птиц с птенцами помогает тем научиться петь. В ходе эксперимента часть птенцов общалась с взрослыми птицами, а часть прослушивала пение птиц в записи. Оказалось, что молодые птицы, которые общались с живыми «наставниками», подражали песням взрослых лучше, чем те, которые слушали записи.

Вот так поют молодые зебровые амадины:

Ученые анализировали песни не только птенцов, но и взрослых птиц, которые обучали тех пению. Исследователи заметили, что пение «наставников» меняется, когда они общаются с птенцами примерно так же, как меняется голос родителей, которые нянчат своих детей. Птицы поют медленнее, интервалы между песенными фразами становятся длиннее, а элементы песни повторяются чаще. Ученые заметили, что птенцы внимательнее слушают «сюсюкающие» песни и лучше учатся. Исследователи сделали вывод, что именно такая адаптация пения взрослых птиц для птенцов и отличает живое общение от прослушивания записей.

У птенцов, которые общались с живыми птицами, увеличивалась активность отделов мозга, ответственных за внимание, обучение и память. При обучении нейроны в этих отделах увеличили выработку дофамина и норадреналина. По мнению авторов исследования, это имеет значение и для людей.

«Дисфункция этих нейронов вызывает социально-коммуникативные расстройства у людей. Например, дети с аутизмом с трудом обрабатывают социальную информацию и учат язык, и эти нейроны могут быть потенциальными целями при лечении таких заболеваний», — говорит Джон Саката, соавтор исследования.

Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Ранее ученые выяснили, что генетическая природа птичьего пения и человеческой речи имеет много общего.