Якутские ученые создали кондиционер на основе вечной мерзлоты

Вечная мерзлота. Фото: U.S. Geological Survey/flickr

Исследователи из Северо-Восточного федерального университета им. Аммосова (Якутск) разработали так называемый естественный кондиционер. Ученые предлагают кондиционировать воздух в помещениях летом за счет естественного холода вечномерзлых грунтов.

По словам разработчиков, запатентованная технология будет тратить энергии в 8,6 раза меньше, чем стандартный кондиционер. Детали приводит пресс-служба СВФУ. Устройство уже опробовали в малоэтажных зданиях.

В условиях многолетней мерзлоты, на глубине три метра и более, постоянная температура не превышает –6°C. Вечная мерзлота считается проблемой, препятствующей строительным и геологоразведочным работам. Авторы новой работы решили извлечь пользу из этого природного явления, создав естественный кондиционер.

Естественный кондиционер представляет собой змеевик, присоединенный к трубопроводу, в который вмонтированы насос и контроллер. Контроллер включает насос в автоматическом режиме в зависимости от температуры воздуха. Охлажденный воздух циркулирует по замкнутому циклу трубопровода и при необходимости через заслонку распространяется по всему периметру помещения. Сейчас авторы устройства заняты разработкой вариантов для кондиционирования различных зданий и сооружений.

Именно благодаря многолетней мерзлоте в Якутии часто находят хорошо сохранившиеся останки древних животных. Так, охотники случайно обнаружили обледенелую тушу животного, которое оказалось шерстистым носорогом. Останки принадлежали единственному в мире найденному детенышу давно вымершего вида.