Время возникновения «сложной жизни» могут передвинуть на миллиард лет

Окаменелые следы клеток под микроскопом. Иллюстрация из статьи

Ученые обнаружили окаменелости, которые могут оказаться следами древнейших многоклеточных эукариот. Возраст находки почти на миллиард лет больше, чем предыдущих подобных артефактов.

Исследователи обнаружили окаменелости в районе Яньшань в Северном Китае. Из 167 образцов около трети имели следы регулярных структур, что может указывать на морфологическую сложность существ, которые их оставили. Подробнее о своем открытии ученые из Китая, США и Норвегии рассказывают в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.

В работе ученые исследовали форму отпечатков, оставленных неизвестными организмами. Обнаруженные углеродные «пятна» ученые разбили на четыре типа: линейные, клиновидные, вытянутые и изогнутые в форме языка. По словам авторов работы, отпечатки напоминают окаменелости бентосных водорослей, которые находят в более молодых слоях.

Микроспектроскопическое исследование поверхности образцов показало, что она покрыта отпечатками многоугольных клеток диаметром 6—18 микрометров, которые плотно прилегают друг к другу. По мнению ученых, находка доказывает, что многоклеточные эукариотические организмы макроскопических размеров появились уже около 1,56 миллиарда лет назад, а не около 600 миллионов лет назад, как считалось ранее.

Однако мировое ученое сообщество не вполне согласно с выводами авторов работы. По словам Джонатана Антклиффа, сотрудника факультета зоологии Оксфордского университета, пока нет достоверных аргументов в пользу того, что это следы эукариотических клеток, а не бактерий, которые относятся к прокариотическим организмам. Недавно ученые обнаружили промежуточное звено, соединяющее эти два надцарства.