Врачи предположили, как естественный отбор влияет на распространенность рака

Клетки рака груди. Фото: crafty_dame / Flickr

Международная группа ученых и врачей выдвинула новую гипотезу относительного того, почему одни виды рака встречаются часто, а другие — крайне редко. По их мнению, в этом виноват естественный отбор, и уязвимость определенного органа к раку зависит от того, насколько он необходим владельцу для достижения репродуктивного возраста.

Известно, что злокачественные опухоли поражают разные органы с разной частотой: рак груди и рак простаты — одни из наиболее частых форм рака среду женщин и мужчин, соответственно, а рак сердца встречается довольно редко. Эту разницу ученые, как правило, объясняют либо внешними, либо внутренними факторами риска. Так, курение увеличивает риск развития рака легких, воздействие ультрафиолета провоцирует рак кожи, а при быстром делении клеток, к примеру, как в стенках кишечника, выше шанс, что в какой-то из них что-то «сломается». Однако авторы новой статьи предложили альтернативную гипотезу, которая не отменяет, но дополняет существующие версии.

По мнению ученых, на распространенность разных типов рака повлиял естественный отбор, обеспечив максимальной противоопухолевой защитой небольшие непарные органы, необходимые для выживания и продолжения рода. Дело в том, что крупные органы могут функционировать даже после развития рака, а у парных органов, таких как яичники, есть «дублер». При этом механизмы защиты от рака у разных органов могут различаться.

Поскольку в каждом индивидуальном случае развитие опухоли зависит от множества факторов, простая корреляция между размером органа и частотой раковых заболеваний не может полностью доказать новую гипотезу. Однако в будущем исследователи планируют провести эксперимент на мышах, в котором минимизируют влияние посторонних факторов и проанализируют частоту раковых мутаций. Подробнее о том, как ученые исследуют раковые клетки, смотрите в видеоматериале «Чердака».

Исследование группы специалистов по раку из Франции, США и Австралии опубликовано в журнале Trends in Cancer.