Врачи описали случай развития опухоли после заражения ленточным червем

Заразивший колумбийского мужчину ленточный червь внедрил в тело хозяина злокачественные клетки, которые быстро распространились подобно агрессивной форме рака. Описанная ситуация является крайне редкой, но не беспрецедентной.
Подробно паразитологи описали случай в статье, вышедшей в журнале New England Journal of Medicine.

В 2013 году 41-летний колумбиец, больной ВИЧ, обратился за медицинской помощью. При обследовании врачи выяснили, что его иммунная система сильно ослаблена вследствие инфицирования карликовым цепнем Hymenolepis nana. В легких и лимфатических узлах пациента были обнаружены небольшие опухолевые наросты. Образцы биопсии были направлены в Центр по контролю и профилактике заболеваний США (CDC — Centers for Disease Control and Prevention) в Атланте. Изучая их под микроскопом, ученые из CDC заметили небольшие клетки, которые заражали соседние ткани подобно раковой опухоли.

К несчастью, пациент умер от отказа почек вскоре после обращения к врачу, однако ученые продолжили исследование этого странного случая. По виду клетки были слишком маленькими, чтобы принадлежать человеческому организму. Проанализировав ДНК опухолевых клеток, исследователи выяснили, что она принадлежит червю H. nana, заразившему пациента. Оказалось, что геном цепня нес мутации, которые у человека ассоциированы с развитием рака.

Ученые предполагают, что подобные опухолевые клетки могли развиваться из личинок цепня. Каждая из них содержит огромное количество стволовых клеток, имеющих способность к неограниченному делению, что роднит их с раковыми клетками. Пока не показана способность опухолевых клеток цепня передаваться от человека к человеку, однако ученые отмечают важность обнаружения нового по сути патологического процесса.

Ранее были зафиксированы вспышки распространения заразного рака среди некоторых животных. Наиболее яркий пример — значительное заражение и вымирание популяций тасманийских дьяволов. Животные передавали друг другу раковые клетки при укусах. Поскольку в маленькой популяции все особи имеют значительное генетическое сходство, рак не отторгался организмом, а приживался и порождал метастазы.