Вода в углеродных нанотрубках замерзает при температуре кипения

Изображение: Raimundo79 / Фотодом / Shutterstock

Ученые из Массачусетского технологического института обнаружили аномальное поведение воды в углеродных нанотрубках — она замерзает при условиях, в которых должна кипеть.

На уровне моря, при давлении в одну атмосферу, вода закипает при 100°C. Но это значение может меняться примерно на 10 градусов, если вода ограничена малым пространством — в пределах сотни нанометров диаметром. А внутри углеродных нанотрубок, вместимость которых буквально несколько молекул, вода замерзает при температуре, при которой должна кипеть. В эксперименте ученых вода сохраняла кристаллоподобную фазу при 105 градусах.

Данное явление очень сильно зависит от диаметра нанотрубки — настолько, что разница в одну десятую ангстрема (10-10 м) приводит к изменению температуры замерзания на десятки градусов. Стоит отметить, что ученые пока не дали явлению физического объяснения, ограничившись словами о непредсказуемом поведении молекул в сжатых пространствах.

По словам ученых, новые свойства воды можно будет использовать для создания наноразмерных датчиков потока и мембран.

Статья опубликована в журнале Nature Nanotechnology.

Ранее благодаря нанотрубкам ученым удалось совместить солнечную батарею с аккумулятором.