В Институте ядерной физики СО РАН запустили новый коллайдер

Фото: Юлия Позднякова/sbras.info

В Институте ядерной физики (ИЯФ) им. Г.И. Будкера СО РАН состоялось открытие первой очереди ускорительного комплекса частиц ВЭПП-5. Запущенный объект станет частью перспективного проекта «Супер Чарм-Тау фабрики» и, по словам ученых, обеспечит прорыв в экспериментальных возможностях новосибирских коллайдеров.

18 декабря в Новосибирске сотрудники института запустили первый пучок электронов на коллайдеры ВЭПП-2000 и ВЭПП-4, сообщает портал «Наука в Сибири».

ВЭПП-5 представляет собой источник высокоинтенсивных пучков электронов и позитронов, необходимых для эффективной работы ускорительных комплексов ИЯФ СО РАН.

Запущенный объект состоит из уже созданных к настоящему моменту инжекционного комплекса, каналов транспортировки пучков частиц, коллайдера ВЭПП-2000 и станций синхротронного излучения коллайдера ВЭПП-4М. Ведется строительство подземных тоннелей для синхротрона (на заключительной стадии) и для размещения «Супер Чарм-Тау фабрики».

Новый комплекс позволит получать новые результаты в области физики высоких энергий. Так, становится возможным изучение быстропротекающих процессов с наносекундным временным разрешением, дифракционный анализ вещества в экстремальных условиях, повышенная точность калибровки систем космических аппаратов, исследование материалов для термоядерной энергетики. Появились перспективы разработки новых методов ускорения заряженных частиц и изучения эффектов встречи пучков высокой интенсивности.

Помимо этого, излучение открытых сегодня установок позволит продвинуться в совершенствовании методов рентгенофлуоресцентного анализа (важно в геологоразведке и изготовлении новых материалов), ультрапучковой лучевой терапии (помогает удалять раковые опухоли у неоперабельных больных) и различных способов археологических и палеонтологических исследований.