Ученые: ноги Нефертари принадлежат Нефертари

Фрагмент фрески из гробницы Нефертари в Долине Цариц / ru.wikipedia.org

Группа специалистов из нескольких институтов Европы и Америки установила принадлежность мумифицированных ног, обнаруженных в гробнице древнеегипетской царицы Нефертари, — они действительно принадлежат царице.

Царица Нефертари Меренмут — первая супруга фараона Рамсеса II (Древний Египет, Новое царство, XIX династия, XIII век до н.э.). О ее жизни сохранилось мало сведений, зато она известна красиво украшенной гробницей в Долине цариц. Гробница была разграблена еще в древние времена, и археологом достался лишь мусор и несколько значимых археологических объектов. Среди них — фрагменты мумифицированных ног, в частности бедренная и большеберцовая кость и коленная чашечка.

Останки хранятся в музее Турина и с момента обнаружения считались останками именно Нефертари, хотя это не было подтверждено научно.

Ученые впервые провели мультидисциплинарное исследование останков, используя радиоуглеродное датирование, методы антропологии, палеонтологии, химии и накопленный египтологией массив данных.

В частности, с помощью антропометрической реконструкции ученые сопоставили размер костей с костями современных женщин и по специальной формуле определили размеры тела, установив, что оно принадлежало именно женщине возрастом около 40 лет и ростом 165—168 сантиметров.

Мумифицированные останки в музее Турина. Фото: Habicht M.E. et al. (2016)

Материалы, использованные для бальзамирования, и способ мумификации соответствуют традициям рамессидов. Также в гробнице были найдены предметы, например фрагменты деревянного саркофага и 34 деревянные фигурки-ушебти, на каждой из которых либо начертано имя Нефертари, либо их явно можно атрибутировать с XIX династией. Абсолютный и относительный возраст останков, установленный с помощью газовой хроматографии, подтвердил эти данные.

Также специалисты попытались провести анализ ДНК останков, но она оказалась сильно повреждена, и никаких сведений получить не удалось.

Тем не менее и те сведения, что были получены, уверили ученых в том, что мумифицированные ноги принадлежат именно царице Нефертари, а не, скажем, одной из ее дочерей.

Исследование опубликовано в журнале PLOS One.

К каким еще выводам подталкивает египтологов содержимое гробниц, читайте на «Чердаке».