Российский ускоритель элементарных частиц будет облучать провода

Ускоритель ИЛУ-8. Фото: пресс-служба ИЯФ СО РАН

Ученые из Института ядерной физики имени Будкера СО РАН создали ускоритель, который будет облучать провода, чтобы повысить их прочность и жаростойкость.

Изоляцию проводов облучают электронами, чтобы она стала прочнее и устойчивее к высоким температурам. Электроны ионизируют полимерные материалы изоляции — в них появляются радикалы, которые сшивают отдельные цепочки полимеров между собой в единую сетку, что меняет химические и физические свойства материала.

Ускоритель ИЛУ-8 тестируют в Особом конструкторском бюро кабельной промышленности (ОКБ КП) в Мытищах. «Обработка кабельной продукции на ускорителе ИЛУ-8, — говорит один из разработчиков Вадим Безуглов, — позволит увеличить производство в сто раз». Ускоритель также удешевит производство, поскольку сейчас для облучения проводов в ОКБ КП используют дорогой радиоактивный изотоп кобальт-60.

Детали работы приводит пресс-служба ИЯФ СО РАН.

Ускорители применяются в самых разных сферах. Например, недавно российские физики начали эксперимент по борьбе с раковыми клетками при помощи маленьких ядерных взрывов.