В многонациональных странах люди более открыто выражают свои эмоции

Ученые выяснили, что чем более разнородной в этническом плане является страна, тем более открыто ее жители выражают свои эмоции. Кроме того, исследователи выяснили, какие социальные функции выполняет улыбка.
Сторонники универсалистской теории выражения эмоций считают, что все люди на нашей планете одинаково воспринимают шесть базовых эмоций: счастье, удивление, страх, отвращение, гнев и печаль. В то же время существует и другой подход к этому вопросу. Три года назад журнал Proceedings of the National Academy of Sciences опубликовал результаты работы группы ученых, которые заявили, что восприятие эмоций, выражающихся при помощи движения лицевых мускулов, европейцы и азиаты воспринимают по-разному. Исследователи выяснили, что для азиатов самой информативной частью лица являются глаза, выражение которых человеку контролировать сложно, а вот более броской мимике они доверять не привыкли. Кроме того, «универсальный» список базовых эмоций не выделяет в отдельные группы такие чувства, как гордость, стыд или чувство вины, а ведь для представителей стран Востока они очень важны.

Международная группа ученых снова занялась изучением того, как именно люди из разных стран выражают свои эмоции. Посвященная выводам исследовательской группы статья была опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Ученые проанализировали поведение 5 340 жителей из 32 стран мира в различных ситуациях, а также выяснили, как они относятся к бурному проявлению эмоций на публике. Результаты работы показали: чем более исторически неоднородным является население страны с этнической точки зрения, тем более открыто ее жители привыкли показывать свои чувства. Скорее всего такая закономерность сформировалась потому, что часто людям требовалось донести до собеседника другой национальности какую-либо информацию, в том числе и информацию о собственном душевном состоянии.

Кроме того, исследователям удалось выявить три основные функции улыбки. Помимо общепринятого символа радости и удовольствия, улыбка, оказывается, может выражать стремление к аффилиации (поддержанию и укреплению дружеских связей) и показывать доминирование над собеседником.