Питерский ученый выяснил, что у морских черепах нет правых и левых лап

Фото: deeje/flickr

Зоолог из Санкт-Петербургского государственного университета Егор Малашичев пришел к выводу, что морские черепахи — менее выраженные правши и левши, чем их наземные сородичи. Необходимость синхронно двигать ластами лишила морских черепах способности к асимметричным рефлексам.

Сухопутные и пресноводные черепахи при ходьбе и плавании используют диагональный шаг, а вот морские одновременно двигают только передними ластами или всеми четырьмя конечностями сразу. В своей статье, опубликованной в журнале Physiology & Behavior, Егор Малашичев предположил, что моторная асимметрия выражена лишь у тех видов, которые используют диагональный шаг. Детали работы приводит пресс-служба СПбГУ.

В основу эксперимента биолога лег рефлекс переворота из положения на спине — у позвоночных животных именно он позволяет легко протестировать моторную асимметрию, если зафиксировать, через какой бок особь предпочитает переворачиваться. Гипотезу о связи функциональной асимметрии и способа локомоции Малашичев протестировал на двух видах морских черепах — зеленой черепахе Chelonia mydas и оливковой черепахе Ридли Lepidochelys olivacea, обитающих на Шри-Ланке. Ученый провел эксперимент с участием 100 особей — по 50 представителей каждого вида.

В этих тестах испытуемые демонстрировали индивидуальные и групповые предпочтения как в выборе стороны переворота, так и в использовании конечностей. Вид с наиболее «синхронной» локомоцией (зеленая черепаха) оказался более симметричен в рефлексе переворота, то есть число особей, которые при перевороте предпочитали ту или иную сторону, было невелико. В свою очередь, более «асинхронный» вид (оливковая черепаха Ридли) проявил себя и более асимметричным, с большей долей склоняющихся к определенной стороне особей.

«Морские черепахи обладают как минимум индивидуальной латерализацией переворотов. При этом наблюдается и явный популяционный тренд — использование для отталкивания от поверхности именно правой передней лапы. Таким образом, черепахи, которые раньше с этой точки зрения фактически не были изучены, продемонстрировали тот же принцип, что уже был обнаружен у амфибий — жаб и лягушек. Это может быть свидетельством общего физиологического механизма, связывающего асинхронное передвижение и асимметричные нервные (спинномозговые) рефлексы», — рассказал Егор Малашичев.

Биолог отметил, что эти наблюдения, по всей вероятности, можно распространить на всех позвоночных, предположив, что небольшой уровень асимметрии характерен для всех четвероногих животных. А у тех видов, которые встали на задние конечности (в том числе у человека), она увеличилась за счет новых функций передних конечностей, возможно связанных с асимметрией в других нервных механизмах.

В дальнейшем ученый планирует изучить близкородственные виды пресноводных черепах, различающиеся способами передвижения. Результаты тестов на рефлекс переворота позволят установить скорость подобных эволюционных изменений: зная, как давно виды разошлись в эволюции, можно будет выяснить, какого времени достаточно, чтобы синхронное передвижение отразилось на асимметрии рефлексов.

Недавно исследователи узнали еще один ранее неизвестный факт про морских черепах. В Тихом океане впервые были обнаружены морские черепахи, которые светятся зеленым, оранжевым или красным светом.