Исследователи научились определять образ жизни по форме зрачка

Американские ученые выяснили, что форма зрачка связана с экологической нишей, занимаемой животным. Узкие вертикальные зрачки отличают засадных хищников, а зрачки, вытянутые горизонтально, чаще всего встречаются у травоядных. Круглые зрачки характерны для хищников-преследователей.
Исследователи из Калифорнийского университета в Беркли провели анализ формы зрачка у 214 видов животных. С помощью компьютерного моделирования ученые выяснили, что особенности горизонтальных, округлых и вертикальных зрачков помогают выживать зверям, ведущим разный образ жизни. Результаты работы опубликованы в журнале Science Advances. Коротко исследование описано в пресс-релизе университета.

Горизонтально вытянутые зрачки увеличивают эффективное поле зрения (в пределах которого визуальная информация может быть осознанно воспринята при кратковременном попадании в него объекта). Зрачки охватывают большую часть территории и одновременно защищают от ослепляющего действия прямых солнечных лучей. Такое панорамное зрение дает животному возможность скорее обнаружить приближение хищника, а также видеть, куда нужно убегать.

Ученые также установили, что зрачки травоядных, когда те пасутся, остаются параллельны земле вне зависимости от положения головы: как выяснили исследователи, наблюдая за животными, при наклоне головы у зверей поворачиваются глазные яблоки.

Для хищников, которые поджидают жертв в засаде, вертикальная форма зрачка дает возможность хорошо видеть как при тусклом, так и при ярком освещении, за счет изменения ширины зрачка. Для хищника особенно важно точно оценить расстояние до добычи, и вертикальные зрачки обеспечивают это наилучшим образом.

Однако вертикальные зрачки имеют не все хищники. Из 65 животных с глазами на одной стороне головы (у травоядных глаза чаще расположены по разные стороны) 44 имели вертикальные зрачки. В основном это небольшие животные, например домашние кошки. Тигры, львы и другие крупные кошачьи имеют круглую форму зрачка, так же как, например, человек или собака.

Авторы отметили, что это исследование сосредоточено на изучении формы зрачка наземных видов животных. В следующей работе также будут изучаться обитатели водной, воздушной и древесной ниш.