Ученые выяснили, что шимпанзе предпочитают сотрудничество соперничеству

Фото: foshie / Flickr

Имея выбор между конкуренцией и кооперацией, шимпанзе сотрудничают в пять раз чаще, выяснили исследователи из США. Тех, кто пытается получить угощение на халяву, обезьянье сообщество осуждает и наказывает, тем самым поощряя кооперацию.

Чтобы выявить предрасположенность шимпанзе к сотрудничеству, ученые разместили в открытом вольере на полевой станции Исследовательского центра Йеркс университета Эмори в США установку с угощением, которое можно было добыть, потянув за рычаги. Группа из 11 взрослых приматов возилась с установкой по часу в день несколько дней в неделю. Чтобы достать угощение, в половине экспериментов требовались усилия двух особей, а во второй половине — трех.

Несмотря на проявления агрессии, конкуренцию и попытки получить лакомство на халяву, актов сотрудничества было примерно в пять раз больше, чем конкуренции. Этому способствовало негативное отношение обезьяньего сообщества к конкуренции и стремлению к халяве: животные отказывались работать в паре с нахлебниками, а в некоторых случаях доминирующие особи не давали обмануть более слабых и украсть у них добычу. Со временем животные кооперировались все лучше и лучше и к концу экспериментов почти всегда успешно объединяли свои усилия.

Исследование американских антропологов и психологов опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Существует мнение, что способность объединять свои усилия для решения сложных задач характерна только для людей. Новое исследование показывает, что в условиях, близких к естественным, шимпанзе также предпочитают сотрудничать, а не соперничать.

Недавно другая исследовательская группа показала, что в некоторых случаях вороны работают вместе. Птицы тоже менее охотно работают в паре с обманщиками, кто крадет из-под носа плоды сотрудничества.