Динозавры уходили из Европы, несмотря на разделение континентов

Используя теорию графов и сетей, ученые составили карту миграции динозавров на протяжении мезозойской эры — после разделения сверхконтинента Пангеи. Оказалось, что все семейства динозавров мигрировали с территории современной Европы на остальные континенты, и разделение Пангеи не прекратило, а только замедлило этот процесс.
Исследование, проведенное учеными из Великобритании, опубликовано в Journal of Biogeography.

Чтобы понять, как происходила миграция отдельных семейств динозавров, ученые использовали палеобиологическую базу данных, в которой содержатся записи обо всех обнаруженных в разных точках планеты ископаемых. Если ископаемые останки представителей одного и того же семейства были найдены на разных континентах, в сеть взаимодействий добавлялась соответствующая связь. При этом также учитывались данные об уровне Мирового океана на тот момент — это позволяло сделать вывод о существовании «мостиков», соединяющих континенты, по которым динозавры могли мигрировать.

Результаты анализа сети показали, что с течением времени сверхконтинент постепенно «разъезжался», а вода затапливала соединяющие его части «мостики». Наиболее плотно будущие континенты соприкасались около 200 млн лет назад, на стыке триасового и юрского периодов, а полное разделение пришлось на меловой период (145—66 млн лет назад).
В то же время предполагаемая миграция семейств динозавров между континентами продолжалась вплоть до конца мелового периода, хотя ее интенсивность несколько снизилась после разделения континентов. Удивительным открытием ученых оказалось то, что в раннем меловом периоде (125—100 млн лет назад) все потоки миграции динозавров были направлены прочь с территории современной Европы.

Авторы работы отмечают, что полученный результат может быть как интересным палеонтологическим феноменом, так и артефактом исследования. Дальнейшие раскопки и расширение сетей со временем помогут точнее восстановить картину миграции динозавров, происходившую вплоть до их вымирания.