Все новости

Ученые выяснили, что человеческий сон — самый короткий и крепкий

Американские исследователи установили: для того чтобы выспаться, людям нужно гораздо меньше времени, чем животным. В частности, другие приматы спят в два раза дольше человека. Секрет заключается в том, что наш сон является более «эффективным».
Работа антропологов Дэвида Сэмсона и Чарльза Нанна из Универитета Дьюка (США) опубликована в журнале Evolutionary Anthropology.

Проштудировав научную литературу, ученые составили собственную базу данных об особенностях сна нескольких сотен видов млекопитающих, в том числе 21 вида приматов. Оказалось, что люди в среднем спят около семи часов в сутки, тогда как другие приматы тратят на сон до 14—17 часов.

Человеческий сон оказался более «качественным»: большой процент времени занимают фазы глубокого сна. Специалисты также выяснили, что фаза быстрого сна или БДГ-фаза (БДГ — быстрые движения глаз), характеризующаяся повышенной активностью головного мозга, занимает у нас 25% всего времени сна. При этом у карликовых и мангустовых лемуров, африканских зеленых мартышек и других приматов эта фаза составляет всего около 5% сна.

По словам ученых, наш непродолжительный сон — это не просто результат круглосуточного доступа к искусственному освещению. Раннее исследование указывает на то, что охотники-собиратели Танзании, Боливии и Намибии, которые до сих пор сохранили практически первобытный образ жизни, спят едва ли не меньше нас.

«Если бы искусственное освещение было главной причиной непродолжительности человеческого сна, африканские охотники-собиратели, которые даже не знают, что такое электричество, спали бы гораздо дольше людей с гаджетами», — объясняет Дэвид Сэмсон.

Ученые считают, что сдвиг к более короткому и эффективному сну произошел еще тогда, когда люди с деревьев перебрались на твердую поверхность. На земле наши предки предпочитали спать у костра и большими группами, согреваясь и защищаясь от хищников. Постоянно находясь в условиях опасности, люди научились высыпаться за более короткие сроки.

«Короткий сон также освобождал время для обучения и социального взаимодействия. При этом продолжительная БДГ-фаза помогала усвоить накопленные знания», — добавляет Дэвид Сэмсон.