Ученые выяснили, что бессонница связана с разрушением белого вещества мозга

Сравнивая результаты МРТ мозга людей, страдающих бессонницей, и здоровых, авторы новой работы выяснили, что нарушения сна связаны с повреждениями в белом веществе мозга.
Бессонница — весьма распространенное нарушение сна, которым страдают до 30% людей, однако причины и последствия этого расстройства пока недостаточно изучены. В новом исследовании международной группе ученых удалось выявить связь между физиологическими характеристиками мозга пациентов и степенью тяжести и продолжительностью бессонницы. Результаты их работы опубликованы в журнале Radiology.

В исследовании принимали участие 23 человека, страдающих бессонницей, и 30 здоровых людей, составлявших контрольную группу. Все участники эксперимента проходили анкетирование для оценки качества сна, а также субъективной оценки степени тревожности и депрессии. Кроме того, каждый испытуемый проходил сканирование мозга по методике диффузионной спектральной томографии (диффузионной МРТ), позволяющей количественно измерить диффузионные потоки воды в мозге. По характеру потока воды вдоль белого вещества мозга ученые могли судить о его целостности.

Результаты сравнения показали, что у больных бессонницей нарушена целостность белого вещества мозга в нескольких областях правого полушария и таламусе — участке мозга, также отвечающем за сон и сознание. Кроме того, серьезные повреждения белого вещества в мозолистом теле и таламусе были связаны с продолжительностью бессонницы и субъективной оценкой депрессивности испытуемых. По мнению ученых, одной из причин нарушения белого вещества может быть увеличение поперечной диффузии нервных волокон, вызванное их демиелинизацией — утратой изолирующего вещества миелина, которым «обернуты» аксоны нервных клеток.

Авторы исследования подчеркивают, что полученные в их работе данные в будущем необходимо подтвердить на большей выборке испытуемых. Однако результаты экспериментов подчеркивают важность изучения бессонницы как состояния, способного вызывать физиологические изменения в мозге. Недавно другая группа исследователей выяснила, что даже одна бессонная ночь приводит к эпигенетическим изменениям ДНК.