Ученые создали чип для «выяснения отношений» между человеком и бактериями

Внешний вид чипа HuMiX. Фото: University of Luxembourg/scienceRELATIONS.

Новая система позволяет «бок о бок» выращивать клеточную культуру кишечника человека и населяющие кишечник бактерии. С ее помощью исследователи смогут воспроизвести и изучить происходящие в теле человека процессы, недоступные другим методам исследования.

Cостав кишечных бактерий влияет на здоровье человека: некоторые заболевания, например сахарный диабет или ожирение, связаны именно с дисбалансом микрофлоры. Однако современные методы в этой области ограничены экспериментами на животных, результаты которых нельзя однозначно перенести на человека. В новой статье, опубликованной в журнале Nature Communications, ученые из США и Люксембурга представили систему, которая расширит возможности исследователей, — микропроточный чип HuMiX (Human-Microbial Crosstalk — «общение человека и микробов»).

HuMiX имитирует анаэробные — безвоздушные — условия, в которых существуют микроорганизмы и клетки эпителия кишечника. Система состоит из трех ячеек: в верхней части содержатся питательные вещества, в средней камере на тонкой мембране растут человеческие клетки, а в самом низу — бактериальная культура из одного или несколько штаммов.

Чтобы проверить, насколько точно HuMiX имитирует окружающую среду кишечника человека, ученые измерили, как соседство с разными видами бактерий меняет активность генов в клетках кишечника. Полученные данные согласуются с результатами аналогичных измерений in vivo, то есть в живом организме, и экспериментами над животными.

Чип HuMiX позволит микробиологам лучше изучить взаимодействие бактериальных клеток с клетками человека и проверить ряд гипотез. К примеру, недавно ученые показали, что бактерии кишечника могут влиять на последствия инсульта.