Ученые открыли бактерий, способных «поедать» пластиковые бутылки

Японские исследователи впервые обнаружили вид бактерий, способных расщеплять полимер из пластиковых бутылок. Ранее считалось, что это под силу только некоторым видам грибов. Потенциально новое открытие может помочь в утилизации определенного типа пластика.
Полиэтилентерефталат (ПЭТФ или ПЭТ) — тип полимера, используемый в производстве пластиковых бутылок и других синтетических продуктов. Он легкий, прочный и бесцветный, но микроорганизмы не могут расщепить этот пластик, то есть он не подвержен биодеградации. Результаты ранних исследований показали, что на поверхности ПЭТФ могут расти некоторые виды грибов, однако японским ученым удалось обнаружить вид бактерий, также способных разлагать этот полимер. Подробно о своем открытии они рассказали в статье в журнале Science.

Для того чтобы обнаружить микроорганизмы, использующие ПЭТФ в качестве основного источника энергии, ученые собрали 250 образцов пластика из окружающей среды и изучили состав микробных сообществ на их поверхности. Им удалось выделить группу микроорганизмов, способных разрушать полимерную пленку. Дальнейший анализ показал, что один из этих видов способен расщеплять ПЭТФ, «добывая» углерод и энергию. Новый вид авторы назвали Ideonella sakainesis.

Также исследователи выявили молекулярный механизм деградации: оказалось, что I.sakainesis используют два фермента, проводя расщепление в две стадии. Первый фермент бактерии выделяют в среду, он синтезирует из ПЭТФ промежуточное вещество, которое затем «затаскивается» внутрь клетки для обработки вторым ферментом. По данным экспериментов, при температуре 30 градусов по Цельсию бактерии расщепляли тонкую пленку ПЭТФ в течение шести недель.

Хотя открытие нового вида облегчит поиск других подобных микроорганизмов, авторы работы признают, что пока не видят, чем биоразложение пластика лучше, чем раздельный сбор мусора и дальнейшая переплавка. Подробнее о том, стоит ли вообще бояться наступающих гор мусора, «Чердаку» недавно рассказал химик Иван Бушмаринов.