Ископаемый «змееносец» оказался передвижным детским садом

Aquilonifer spinosus. Фото: D. Briggs, D. Siveter, D. Siveter, M. Sutton, D. Legg

Авторы новой работы описали крошечное членистоногое Aquilonifer spinosus, жившее 430 миллионов лет назад. Оказалось, что взрослые особи A. spinosus переносили свое потомство в капсулах, прикрепленных к телу, которые развевались подобно воздушным змеям.

В исследовании группа ученых изучала останки членистоногого, обнаруженные на территории Херифордшира в Велиобритании, возраст которых составляет 430 миллионов лет (что соответствует силурийскому периоду). Результаты их анализа представлены в статье в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

При детальном рассмотрении животного ученые обнаружили, что к его тергитам — спинной части члеников экзоскелета — на длинных нитях крепятся 10 капсул с другими существами. За это обнаруженное членистоногое получило название Aquilonifer spinosus: aquila переводится с латыни как «носить», а fer означает «змей». По форме капсулы похожи на сплюснутые лимоны. Особи внутри них находились на разных стадиях развития, и авторы исследования полагают, что таким необычным образом A.spinosus оберегал свое потомство — попросту всюду носил его с собой. По мнению ученых, версия о том, что в капсулах находились паразиты, менее вероятна, поскольку при таком расположении сложно получить доступ к ресурсам хозяина.

Тело нового членистоногого состоит из 11 частей, все конечности покрыты тергитами с боковыми шипами, а безглазую голову покрывает своеобразный щит. Филогенетический анализ позволил отнести A.spinosus к подтипу жвалоносных, в который входят насекомые, ракообразные и многоножки. По мнению исследователей, данный вид проживал на морском дне в силурийсий период.

По словам авторов работы, открытый тип заботы о потомстве ранее не встречался у других видов, несмотря на изобилие необычных приемов того, какие трюки используют животные для продолжения рода и защиты потомства.