Ученые открыли ген, не дающий уснуть на голодный желудок

Исследуя взаимосвязь сна и питания у дрозофил, ученые выяснили, что активность гена, кодирующего белок транслин, выступает в качестве модулятора этих процессов. В ответ на голодание он «заставляет» мушек отказываться от сна в пользу дополнительного поиска пищи.
Нарушения сна или пищевого поведения сильно влияют на здоровье любого живого существа. У людей недосып вызывает повышение аппетита и нечувствительность к инсулину, а хронические нарушения сна повышают риск развития диабета, метаболических нарушений и сердечно-сосудистых заболеваний. Тем не менее на сегодняшний день мало изучены механизмы взаиморегуляции сна и пищевого поведения. В новой работе американские ученые представили результаты исследования этих процессов у плодовых мушек, имеющих сходные с человеческими привычки в отношении сна. Результаты их исследования описаны в статье в журнале Current Biology.

В экспериментах ученые создали мушкам ситуации с разным соотношением сна и кормления, чтобы поочередно выявить гены, влияющие на сон. Для выявления конкретного гена, не дающего голодным мушкам засыпать, проводился скрининг РНК в нервных тканях.

Результаты анализа показали, что в ответ на голодание в головных нейронах мушек активно выделялся ДНК/РНК-связывающий белок транслин. Особи с «выключенным» или мутантным геном TSN, кодирующим транслин, спали одинаково крепко при получении достаточного количества пищи и при голодании. При этом активность этого белка не регулировала напрямую энергетические запасы, уровень глюкозы в крови или пищевое поведение.

Таким образом, авторы работы считают, что ген TSN может выступать в качестве основного интегратора сна и обмена веществ. По их мнению, выявление генетической основы регуляции сна и пищевого поведения поможет лучше понять, как мозг обрабатывает сигналы и управляет сложным поведением. Недавно другая группа ученых выяснила, как ночные перекусы и работа могут влиять на работу мозга.