Ученые обнаружили новые мишени для лечения болезни Паркинсона

Группа американских исследователей выяснила, какие «поломки» в сети нейронов мозга, отвечающей за контроль походки, связаны с развитием болезни Паркинсона. В экспериментах на мышах ученые определили две потенциальные мишени для терапии нарушений координации, характерных также для больных людей.
Трудности при ходьбе, которые испытывают люди, страдающие болезнью Паркинcона, связаны с разрушением в базальных ганглиях мозга нейронов, вырабатывающих нейромедиатор дофамин. Нарушения в этой зоне мозга влекут за собой проблемы с обучением, движением, а также мотивацией. До сих пор ученые не знали, как именно дисбаланс между активаторным и тормозным сигналами базальных ганглий влияют на развитие болезни Паркинсона.

Исследователи из Института Гладстоуна выяснили, что уменьшение количества дофамина в базальных ганглиях приводит к нарушению их взаимосвязи с таламусом и, как следствие, к нарушению двигательной активности. Ученые провели серию экспериментов на мышиных моделях, которые показали, что полное блокирование связи между этими двумя регионами приводит к восстановлению баланса входного и выходного сигналов базальных ганглий. Больные мыши, которым заблокировали связь таламуса и базальных ганглий, возвращались к нормальному поведению. Таким образом ученые впервые выявили роль таламуса в развитии болезни Паркинсона.

Во второй работе ученые исследовали механизм управления нейронами спинного мозга через клетки ствола мозга, управляемые базальными ганглиями. Стимулируя активаторный или тормозной сигналы в базальном ганглии подопытных мышей, исследователи наблюдали за их нейронной активностью и поведением на беговой дорожке. Оказалось, что активаторный сигнал базальных ганглий избирательно контролировал высвобождение глутамата нейронами ствола мозга, тем самым стимулируя двигательную активность животных.

Изучение болезни Паркинсона и других нейродегенеративных заболеваний является одним из приоритетных направлений исследования для сильнейших научных групп во всем мире. Пока не существует комплексного подхода для эффективного лечения, многие исследователи предлагают способы снятия побочных эффектов или разработки более эффективной диагностики. Большим прорывом является то, что в новых работах ученым удалось обозначить реальные мишени для терапии.

Детали экспериментов описаны в двух статьях, опубликованных учеными в журналах Neuron и Cell.