Ученые обнаружили белок, передающий мозгу сигнал «хватит есть»

Фото: Johns Hopkins Medicine

Исследуя мозг мышей, ученые обнаружили новый тип нервных клеток, активность которых приводила к тому, что мыши переставали есть. После удаления одного из белков, который поддерживает силу связей между нейронами, сигнал этих клеток оказывался недостаточно интенсивным и животные быстро толстели из-за переедания.

Детали исследования, проведенного группой ученых из Университета Джона Хопкинса, описаны в статье в журнале Science.

В экспериментах изучалось влияние фермента OGT (O-GlcNAc-трансфераза), модифицирующего белки за счет присоединения остатка сахара, на силу синаптических связей между нейронами. Для этого ген, кодирующий OGT, «выключили» в организме контрольной группы мышей. Эти животные быстро набирали вес: за три недели объем их жировой ткани увеличился втрое. При этом изменения в пищевом поведении были связаны не с частотой кормлений, а с тем, что мыши без OGT просто не могли перестать есть.

Недостаток OGT был прежде всего заметен в работе одного из участков гипоталамуса — паравентикулярного ядра. Ранее для этого участка мозга была показана связь с передачей сигналов о приеме пищи и аппетите. У мышей с «выключенным» OGT интенсивность передаваемых сигналов падала в три раза по сравнению с нормальными животными. Ученые предположили, что клетки паравентикулярного ядра при участии OGT задействованы в передаче сигнала о том, что животное съело уже достаточно. Если OGT в клетках не хватает, сигнал оказывается слишком слабым и не достигает цели. При искусственной стимуляции нервных клеток паравентикулярного ядра мыши с выключенным геном OGT съедали на 25% меньший объем пищи.

Авторы исследования считают, что, если в мозгу людей работают аналогичные механизмы, управляя активностью OGT и клеток паравентикулярного ядра, можно бороться с ожирением. Однако открытый механизм не единственный регулятор пищевого поведения. К примеру, недавно ученые обнаружили, что стимул перестать есть могут передавать хозяину живущие в его кишечнике бактерии.