Ученые из НГУ научились отслеживать активацию тромбоцитов в реальном времени

Группа преподавателей и студентов кафедры биомедицинской физики ФФ НГУ создала сканирующий прибор, который способен собирать и отслеживать информацию о клетке и ее внутреннем содержимом. Исходя из полученных знаний ученые могут контролировать распределение тромбоцитов.
Об исследовании сообщает пресс-служба НГУ.

В организме человека существует два механизма остановки крови. Первый — так называемый сосудисто-тромбоцитарный гемостаз. Он заключается в сужении сосуда и закупорке отверстия в сосудистой стенке специальными клетками — тромбоцитами. Второй механизм — непосредственно свертывание крови. Этот механизм обычно более длительный, и он отвечает собственно за заживление раны.

Активация тромбоцитов — первая стадия процесса остановки крови. Отклонения в этом процессе приводят к различным заболеваниям, кровоизлияниям или, наоборот, закупорке сосудов. Для медицинской диагностики очень важно уметь оценивать способность тромбоцитов к активации. Однако существующие методы этого не позволяют.

При повреждении кровеносного сосуда тромбоциты «чувствуют» химические вещества, которые попадают в кровь извне. В результате этого их форма меняется со сплюснутой на округлую, появляются длинные выросты — «псевдоподии», а на клеточной мембране активируются поверхностные рецепторы. С помощью них тромбоциты слипаются друг с другом и прилипают к поврежденной части сосуда. За счет этого процесса образуются агрегаты тромбоцитов, которые механически «затыкают» место кровотечения. После активации клетки выделяют в кровь гранулы с особыми веществами, которые сами способны активировать тромбоциты.

Различные химические вещества-активаторы запускают серию разных биохимических реакций внутри тромбоцита. Вследствие этого в цитоплазме клетки появляются свободные ионы кальция, от количества которых зависит степень активации. Слабый стимул приводит к небольшому повышению концентрации ионов и только к изменению формы, а сильный вызывает резкий всплеск свободного кальция, что ведет также к перестройке поверхностных рецепторов, агрегации тромбоцитов. Изменение формы тромбоцитов — один из ключевых параметров при изучении реакции остановки крови, по которому можно судить о ее скорости и других характеристиках.

Преподаватели и студенты кафедры биомедицинской физики ФФ НГУ научились регистрировать изменение формы тромбоцитов в 3D. Для этого они использовали метод сканирующей проточной цитометрии, который позволяет измерять индикатрису светорассеяния одиночных клеток за миллисекунду (индикатриса — зависимость интенсивности рассеянного излучения от угла рассеяния; она связана с морфологией клетки и содержит информацию о ее форме, размере и внутренней структуре). Менее чем за минуту измерения накапливается очень большой объем информации о популяции клеток, исходя из которого можно получить представление о распределении тромбоцитов по форме.

Фото пресс-службы НГУ

Далее ученые исследовали кровь пациентов. Оказалось, что форма тромбоцитов при активации действительно меняется, но не у всех клеток. Часть тромбоцитов остаются дисковидными даже под воздействием большой дозы активатора. И наоборот, даже без добавления активатора существует популяция округлых тромбоцитов. Соотношение двух популяций зависит от вида и дозы активатора.

Фото пресс-службы НГУ

Следующее явление, которое планируют изучить исследователи, — это агрегация тромбоцитов. Первые результаты в исследовании агрегации уже получены, но для детального измерения необходимо модифицировать сканирующий проточный цитометр. Новый вариант прототипа анализатора уже находится в процессе сборки.