Ученые нашли гормон печени, который не дает мышам становиться сладкоежками

Фото: Paul Townsend /flickr

Исследователи из Дании, США и Великобритании обнаружили гормон печени, регулирующий пищевое поведение мышей. При высоком уровне сахарозы в крови он активно выделяется в кровоток, передавая в мозг сигнал о необходимости снизить потребление сахара.

Гормон FGF21 (fibroblast growth factor – фактор роста фибробластов), изучаемый в работе, реализует отрицательную обратную связь организма с мозгом в ответ на повышение концентрации сахара в крови: чем больше сахара, тем меньше его нужно есть. От других регуляторов аппетита FGF21 отличается по двум ключевым параметрам. Во-первых, это первый известный гормон такого типа, производимый печенью, а во-вторых, он избирательно понижает аппетит к сахарам, не влияя на потребление других веществ. Детали исследования изложены в статье, опубликованной в журнале Cell Metabolism.

Первые эксперименты ученые проводили на обычных мышах, которым впрыскивали FGF21, а затем давали возможность выбрать между обычной и «сладкой» диетой. Оказалось, что такие мыши хоть и не переставали вовсе есть сахар, потребляли его в значительно меньших объемах (до семи раз). Далее исследователи создали две линии генно-инженерных мышей: у одних совсем не производился FGF21, а у других производился во много раз интенсивнее, чем у обычных животных. Результаты этих опытов также подтвердили гипотезу о роли FGF21 в регуляции потребления сахара: мыши без FGF21 съедали значительно больше сахара, а те, у которых этот гормон производился в избытке, почти полностью отказывались от сладкого. Дальнейшие исследования также показали, что FGF21 влиял на потребление всех простых сахаров в разной степени, а также не снижал аппетит к сложным углеводам.

В дальнейшем ученые надеются обнаружить метаболические пути, управляющие потреблением других молекул, к примеру белков или жиров. Также им предстоит выяснить, какие именно сигнальные пути задействованы в мозгу при избирательной регуляции аппетита.