Ученые из Новосибирска нашли катализатор синтеза уникальных алмазов

Специалисты из Института геологии и минералогии им. В.С. Соболева СО РАН (ИГМ СО РАН) доказали, что в области высоких давлений и температур расплав германия действует как катализатор синтеза алмаза и позволяет получить кристаллы с уникальными светоотражающими свойствами.
Такие алмазы могут быть использованы в различных физических исследованиях, в частности в квантовых вычислениях. Работа российских ученых опубликована в журнале Scientific Reports. Детали открытия приводит портал «Наука в Сибири».

Результаты исследования показали, что синтезированные кристаллы алмаза содержат новые оптические центры, обладающие уникальными люминесцентными характеристиками: даже при комнатной температуре энергия излучаемых квантов света (фотонов) сконцентрирована в узком спектральном диапазоне.

«Природа новых центров связана именно с примесью германия. Атомы этого вещества способны встраиваться в решетку кристалла в процессе его роста, замещая часть атомов углерода», — сообщает автор статьи Юрий Пальянов. После формирования алмаза германий не оставляет своих следов, что делает его уникальным и удобным катализатором.

По словам ученых, такие алмазы могут использоваться в квантовых вычислениях. Кроме того, алмазы с оптическими центрами уже показали свою перспективность для высокочувствительной магнитометрии, раздела геофизики, который изучает магнитное поле Земли.