Холокост изменил геномы минимум двух поколений евреев

Международная команда исследователей пришла к выводу, что сильные психологические и физические потрясения, например такие, как те, что пережили люди во время Холокоста, ведут к генетическим изменениям, которые передаются потомству.
Полностью результаты исследования опубликованы в журнале Biological Psychiatry. Кратко о них сообщается на сайте Общества Макса Планка.

Ученые проанализировали гены у 32 евреев, переживших Холокост, и у их потомков. Аналогичный анализ был проведен у тех евреев, которые во время Второй мировой войны жили не в Европе, и у их детей. Выяснилось, что у людей, переживших Холокост, и их потомков наблюдались одинаковые эпигенетические изменения в гене FKBP5. Такие изменения не затрагивают собственно ДНК: это определенные химические «надстройки» на генах, которые изменяют их работу. У контрольной группы участников подобных изменений не было.

Ген FKBP5 отвечает за реакцию организма на стресс, его работа во многом определяет, как хорошо человек будет справляться со стрессовыми факторами. Ученые особо подчеркивают, что дети евреев, переживших Холокост, не подвергались травмирующим воздействиям — изменения в гене FKBP5 передалось им от родителей. Исследователи полагают, что подобные «метки» в ДНК, которые передаются потомкам, могут оставлять и другие факторы: курение, плохая экология и даже неправильное питание.