У японки нашли кисту яичников с частями мозга внутри

Во время операции по удалению аппендикса японские хирурги обнаружили и позже удалили у шестнадцатилетней пациентки опухоли-кисты на обоих яичниках. Опухоли содержали костные и нервные ткани, которых не должно быть в яичниках.

Опухоль, обнаруженная у девушки, — тератома, то есть аномальное образование, которое содержит ткани, не характерные для того места, в котором они образовались. Тератомы образуются еще у эмбрионов из половых клеток, предшественников яйцеклеток и сперматозоидов, и поэтому чаще всего их обнаруживают в нижней части брюшной полости.

Тератомы пациентки из Японии достигали 10 сантиметров в размере и были окружены костной стенкой, которая образовала что-то вроде раковины или черепа. В импровизированном черепе врачи нашли спутанные волосы, жировую ткань и клетки центральной нервной системы, в частности мозжечка и ствола головного мозга. Нервные ткани были хорошо структурированы и организованы — исследователи увидели в тератоме молекулярный слой, слой клеток Пуркинье и зернистый слой — структуры, которые образуются в мозжечке человека.

Тератомы — явление не уникальное, но редкое — один случай на 35 тысяч детей, а тератомы с хорошо организованной нервной тканью встречаются еще реже. Кроме того, ученые обнаружили в «мозжечке» пучки нервных волокон, а такое было описано ранее только раз. Обычно если в тератомах и образуются нервные волокна, то только из периферийной нервной системы.

По словам ученых, анализ строения тератомы позволяет лучше изучить процесс образования нервной ткани и патологические изменения в ней.

Исследование описано в журнале Neuropathology.

Тератомы образуются из недифференцированных клеток, то есть таких, которые не имеют черт специализации, что роднит их со стволовыми. И если в случае с тератомой части мозга образовались случайно, то ученые из США целенаправленно смогли вырастить модель головного мозга эмбриона из стволовой клетки в лаборатории.