Тюменские ученые выяснили, как народ коми боролся с непогодой

Антропологи Института проблем освоения Севера СО РАН (Тюмень) подробно изучили практики воздействия на погоду и стихийные бедствия у разных групп коми Западной Сибири. Ученые выяснили, что метеорологическая «магия» этого народа зависела от условий его проживания и рода деятельности.
Изучая ритуалы, касающиеся борьбы с непогодой и стихийными бедствиями, исследователи выделили две группы: горные животноводы и равнинные земледельцы. Детали работы приводит портал «Наука в Сибири». Результаты работы ученых опубликованы в журнале «Вестник археологии, антропологии и этнографии».

Деятельность коми-животноводов была сопряжена с ежедневными экстремальными ситуациями. Основным занятием этой группы, проживающей в Северном Зауралье, было разведение оленей. Главная опасность заключалась в том, что из-за труднопроходимых горных перевалов, туманов, шквалистых ветров и переправ через стремительные горные реки можно было потерять все стадо. От метеоусловий во многом зависел успех перегона скота и безопасность людей.

При перекочевке оленеводы смотрели на фазу луны — считалось, что, если отправиться в дорогу в конце стадии убывания, можно попасть в непогоду. «Метеосводка» также составлялась в результате наблюдения за облаками. Когда тучи шли ниже вершин и, переползая через них, вытягивались в виде дыма, идущего из печной трубы, говорили, что на Урале «топятся печи», и это был признак дурной погоды.

Кроме этого, будучи в горах, коми-животноводы традиционно хранили молчание, особенно вблизи вершины Тэл-Поз-Иза, на границе Северного и Приполярного Урала. Считалось, что малейший звук мог спровоцировать бурю. Промышленники, проезжая мимо, даже обертывали тряпками уключины весел, чтобы те не скрипели. Если ехать во время плохой погоды было необходимо, оленеводы делали 40 зарубок на палке, вспоминая 40 лысых стариков. Против ветра коми боролись, бросая через левое плечо нож или топор. Считалось, что металлические предметы обладают магической и лечебной силой.

Коми-земледельцы, расселенные в более южных районах — в бассейне рек Тобола и Иртыша, предсказывали погоду по растениям, небу и животным. От нее существенно зависел размер их урожая. На покосе по утренней росе определяли, ждать ли осадков: если она выпадала, дождя не ожидалось. Приметой сильного ветра было красное небо, пургу предсказывал лай собак и круг вокруг луны.

Считалось, что лошадь не ложилась в стойле к морозам, а если к копытам прилипал снег — к холоду. Летом проводились обряды на вызывание или прекращение дождя, в которых сочетались христианские и языческие традиции. Участники собирались с иконами и пели молитвы на всех полях, над посевом или среди деревни. Иногда отчаявшиеся земледельцы, чтобы вызвать дождь, ходили с иконами на кладбище и поливали водой могилы утопленников.

В настоящее время метеорологическая «магия» у коми почти не практикуется, некоторые приемы вспоминаются как детские забавы, но молитвенные прошения о необходимой погоде сохранились до сих пор.

Недавно сибирские ученые подробно исследовали культуру и быт других народов Севера — ханты и манси, обнаружив при раскопках большое количество интересных артефактов, принадлежавших этим народам.