Медики думают, что выяснили секрет самого опасного штамма туберкулеза в России

Бактерии Mycobacterium tuberculosis (фотография с помощью сканирующего электронного микроскопа). Фото: NIAID / Flickr

Исследователи из Центра физико-химической медицины, МФТИ и других институтов провели анализ белков штаммов туберкулезных микобактерий, распространенных в России и странах бывшего СССР, и нашли особенности, способные объяснить их «успешность».

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Россия — одна из 22 стран, на которые приходится 80% новых случаев заражения туберкулезом в мире. Ежегодно в России туберкулезом заражается около 130 тысяч человек (отчет ВОЗ за 2014 год).

Заболевание вызывают штаммы палочки Коха Mycobacterium tuberculosis. В России больше половины штаммов относятся к семейству Beijing, представители которого очень устойчивы к лечению и распространились в мире больше других штаммов. Чтобы понять причину «успешности» этой разновидности туберкулезной палочки, ученые сравнили совокупность белков, продуцируемых штаммами Beijing B0/W148, с контрольным штаммом микобактерии.

Исследователи расщепили бактериальные белки на более короткие фрагменты — пептиды — и с помощью масс-спектрометра идентифицировали белки, которые входят в каждый штамм. Оказалось, что Beijing B0/W148 образует больше белков, которые позволяют ему защищать себя от иммунной системы человека. Благодаря миколовым кислотам, которые штамм синтезирует особенно активно, палочка делает свою клеточную стенку воскообразной и выживает даже внутри клеток нашей иммунной системы, которые должны были ее поглотить и переварить.

Миколовые кислоты не только защищают бактерию, но и помогают синтезировать вещества, угнетающие макрофаги, из-за чего те не борются с заболеванием. Возможно, именно обнаруженные особенности обмена веществ объясняют успешность штаммов Beijing B0/W148 по отношению к другим туберкулезным микобактериям.

Для лечения случаев, вызванных штаммами Beijing, результаты исследования помогут подобрать препараты, которые будут нейтрализовать миколовые кислоты.

Статья с результатами опубликована в журнале Scientific Reports.