«Трудное детство» оказалось способно сокращать жизнь павианов на десять лет

В новом исследовании ученые на протяжении длительного срока наблюдали за двумя сотнями самок павианов, чтобы понять, как психологические травмы, перенесенные в детстве, влияют на продолжительность их жизни. Оказалось, что животные, испытавшие три и более потрясений в раннем детстве, жили в среднем на десять лет меньше, чем их счастливые сородичи.
Ряд исследований показывает, что перенесенные в детском возрасте травмы могут в долгосрочной перспективе влиять на физическое и психическое здоровье людей и повышать риск смерти в раннем возрасте. У людей, с которыми жестоко обращались, и в целом у тех, кто пережил «трудное детство», чаще развиваются сердечно-сосудистые заболевания, диабет и другие нарушения. В новой масштабной работе ученые показали справедливость этого эффекта для павианов. Результаты их тридцатилетнего исследования опубликованы в журнале Nature Communictions.

В рамках исследования ученые наблюдал за 196 дикими самками павианов в Национальном парке Амбосели на юге Кении практически ежедневно с период с 1983 по 2013 год. Каждое животное ученые узнавали по внешнему виду, а все рождения и исчезновения животных учитывались в регулярных переписях.

Травмирующими событиями ученые считали такие происшествия, как наводнения, смерть матери или наличие младших братьев или сестер, конкурирующих за внимание. Для каждой самки учитывали количество перенесенных потрясений в детском возрасте.

Результаты анализа показали, что павианы, пережившие три и более неблагоприятных событий в раннем детстве, жили в среднем на 10 лет меньше их более удачливых сородичей, продолжительность жизни которых составляла около 18,5 лет. Более того, выживаемость потомства неудачливых самок была несколько ниже, а сами они старались социально изолироваться от группы.

Как отмечают авторы работы, полученные результаты указывают, что последствия детских травм влияли на здоровье взрослых особей как минимум на недавних этапах эволюционной истории и не являются исключительной особенностью современной среды. Ранее другая группа исследователей также показала, что подобным образом одиночество может влиять на риск преждевременной смерти и иммунитет людей.