Томские ученые создали новую методику реабилитации детей с ДЦП

Фото: Mike Barry/flickr

Ученые Томского политехнического университета разработали новую методику реабилитации детей с детским церебральным параличом. Они решили не пытаться научить детей ходить так, как это делают их сверстники без ДЦП, а развивать те механизмы, которые уже «придумал» детский организм.

Как именно организм ребенка приспосабливается к нарушениям мышечной активности, ученые выяснили с помощью математического моделирования. Начиная с 2014 года по разработанной методике в Северске занимаются 30 детей в возрасте от 8 до 14 лет, уточняет пресс-служба ТПУ.

«Многие существующие методики пытаются научить ребенка с ДЦП ходить так, как ходят люди без нарушений. Но его походка всегда будет отличаться, — говорит научный руководитель проекта, профессор кафедры спортивных дисциплин Леонид Капилевич. — Организм таких особенных детей придумывает свои механизмы ходьбы, которые мы и положили в основу методики».

С помощью скоростной камеры ученые отследили движения 30 детей с ДЦП. Исследователи обнаружили некоторые особенности ходьбы. Например, руки и ноги у таких детей задействованы не в противофазе: вместе с правой ногой двигается правая рука. Кроме того, чтобы держать равновесие, они увеличивают амплитуду движения рук.

В результате с помощью математического моделирования ученые выявили две различные модели движения: у тех, кто может ходить самостоятельно, и у тех, кому требуется поддержка.
После этого специалисты разработали методику, представляющую комплекс из 200 упражнений, из которых можно собрать индивидуальный набор занятий для каждого ребенка. Таким образом, методика позволяет работать с детьми разных возрастов и с разными формами ДЦП. Реабилитация также включает сеансы массажа и физиотерапии.

Летом 2016 года ученые планируют провести повторное исследование, чтобы точно оценить прогресс. Хотя, по их словам, он виден уже сейчас. «Самый лучший результат показал мальчик с диагнозом «спастический тетрапарез» — он научился ходить», — добавил аспирант кафедры спортивных дисциплин, который занимается с детьми по новой методике, Сергей Коршунов.

Ранее красноярские ученые создали методику для реабилитации пациентов с двигательными нарушениями после перенесенного инсульта. Она заставляет использовать и разрабатывать пораженную сторону тела за счет отключения здорового полушария.