Томские ученые разработали датчики радиации для БАК

«Внутренности» детектора ATLAS. Фото пресс-службы CERN

Специалисты из Томского государственного университета (ТГУ) создали детекторы для измерения уровня радиации в каналах Большого адронного коллайдера (БАК).

О новой разработке сообщает ТАСС со ссылкой на профессора ТГУ Олега Толбанова.

Физики из Томского государственного университета изготавливают детекторы на собственном опытном производстве по особой технологии, которой нет в других странах. Профессор отметил, что томские датчики выдерживают радиационное воздействие в 100 раз больше аналогов и могут работать до 10 лет. Обычно подобные приборы делаются на основе кремниевых технологий, однако, как показывает практика, такие устройства не выдерживают условий работы на БАК, изнашиваясь буквально за один эксперимент, который длится порядка 1,5 месяца.

Разработка не была сделана по заказу специально для БАК: томские ученые поставляют детекторы для предприятий, занимающихся производством или эксплуатацией медицинских томографов, сверхмощных микроскопов и других высокотехнологичных устройств.

В случае успеха испытаний Томский государственный университет поставит CERN (Европейская организация по ядерным исследованиям, крупнейшая в мире лаборатория физики высоких энергий, под эгидой которой был построен БАК) около 8 тысяч детекторов для эксперимента ATLAS по поиску сверхтяжелых элементарных частиц, в частности бозона Хиггса. Эксперимент ATLAS — один из четырех основных экспериментов на БАК.