Томские ученые придумали, как очищать воду строительными отходами

Ученые из Томского политехнического университета создали сорбент из подручного сырья, который очищает воду от мышьяка. По словам исследователей, базовым компонентом сорбента может стать любой доступный материал: песок, отходы от кирпича и газобетона, кораллы.
В результате проведенного эксперимента, детали которого приводит пресс-служба ТПУ, исследователям удалось с помощью 200 граммов полученного сорбента очистить около 18 тысяч стаканов воды.

«Мышьяк в воде — это колоссальная проблема для многих стран мира. В России она остро стоит в Забайкальском, Хабаровском, Пермском, Ставропольском краях, Магаданской, Пензенской областях, Дагестане и Туве. Наша технология позволяет в любом регионе найти дешевый материал, из которого можно делать сорбент», — говорит один из разработчиков Михаил Хаскельберг.

В эксперименте ученые использовали раствор, в котором концентрация мышьяка превышала нормы, установленные Всемирной организацией здравоохранения, в 50 раз. Для очистки воды исследователи использовали химическую адсорбцию, то есть загрязняющие частицы оседали на поверхности сорбента в результате химического взаимодействия с ним. Кроме того, использовалась электрокинетическая адсорбция, при которой положительно заряженные ионы тяжелых металлов притягиваются к отрицательно заряженной поверхности сорбента.

Новую технологию можно применять для очистки как «обычной» бытовой воды, так и промышленных вод. По расчетам ученых, одного стакана сорбента должно хватить минимум на 60—90 дней, и это при условии, что в воде будет катастрофически высокая концентрация мышьяка.

«Совершенно необязательно засыпать в фильтр только наш сорбент. Достаточно лишь какую-то часть, а в остальной объем можно спокойно добавить любой известный и менее дорогой сорбент — получится высококлассный фильтр с широким спектром применения», — добавляет Михаил Хаскельберг. Стоимость фильтра для конечного потребителя составит около 100 рублей.

Ранее томские исследователи нашли способ очищать воду без применения химических реагентов. Ученые сымитировали эффект грозы: отдельные капли очищаются, проходя через зону создаваемого электроразряда.