Томские ученые придумали, как очищать воду строительными отходами

Фото: Joe Plocki/flickr

Ученые из Томского политехнического университета создали сорбент из подручного сырья, который очищает воду от мышьяка. По словам исследователей, базовым компонентом сорбента может стать любой доступный материал: песок, отходы от кирпича и газобетона, кораллы.

В результате проведенного эксперимента, детали которого приводит пресс-служба ТПУ, исследователям удалось с помощью 200 граммов полученного сорбента очистить около 18 тысяч стаканов воды.

«Мышьяк в воде — это колоссальная проблема для многих стран мира. В России она остро стоит в Забайкальском, Хабаровском, Пермском, Ставропольском краях, Магаданской, Пензенской областях, Дагестане и Туве. Наша технология позволяет в любом регионе найти дешевый материал, из которого можно делать сорбент», — говорит один из разработчиков Михаил Хаскельберг.

В эксперименте ученые использовали раствор, в котором концентрация мышьяка превышала нормы, установленные Всемирной организацией здравоохранения, в 50 раз. Для очистки воды исследователи использовали химическую адсорбцию, то есть загрязняющие частицы оседали на поверхности сорбента в результате химического взаимодействия с ним. Кроме того, использовалась электрокинетическая адсорбция, при которой положительно заряженные ионы тяжелых металлов притягиваются к отрицательно заряженной поверхности сорбента.

Новую технологию можно применять для очистки как «обычной» бытовой воды, так и промышленных вод. По расчетам ученых, одного стакана сорбента должно хватить минимум на 60—90 дней, и это при условии, что в воде будет катастрофически высокая концентрация мышьяка.

«Совершенно необязательно засыпать в фильтр только наш сорбент. Достаточно лишь какую-то часть, а в остальной объем можно спокойно добавить любой известный и менее дорогой сорбент — получится высококлассный фильтр с широким спектром применения», — добавляет Михаил Хаскельберг. Стоимость фильтра для конечного потребителя составит около 100 рублей.

Ранее томские исследователи нашли способ очищать воду без применения химических реагентов. Ученые сымитировали эффект грозы: отдельные капли очищаются, проходя через зону создаваемого электроразряда.