Томские ученые занялись исследованием прогрессии рака молочной железы

Ученые лаборатории трансляционной клеточной и молекулярной биомедицины ТГУ получили грант на исследования механизмов взаимодействия злокачественных опухолей с иммунной системой человека.

Иммунная система человека не распознает раковую опухоль как цель для уничтожения, потому что она состоит из собственных клеток организма. Кроме того, опухоль способна программировать иммунную систему, и тогда иммунитет помогает ей расти и давать метастазы.

«Большую роль в этом могут играть моноциты и макрофаги — клетки врожденного иммунитета. Моноциты выходят из крови и, попадая в ткани, созревают в макрофаги, обладающие широчайшим спектром регуляторной активности», — цитирует пресс-служба ведущего научного сотрудника лаборатории трансляционной клеточной и молекулярной биомедицины ТГУ Надежду Чердынцеву.

Исследователи из Томска намерены выяснить, какие механизмы регуляции опухолевой прогрессии включаются в условиях химиотерапии у больных раком молочной железы, от которого страдает в среднем каждая 12-я женщина.

Ученые будут исследовать цитокины — специфические белки иммунной системы, с помощью которых клетки взаимодействуют друг с другом. Зная механизмы активации или выключения гена, который кодирует цитокины, можно целенаправленно «включить» тот ген, который запустит нужный цитокин и вызовет правильный ответ иммунной системы на опухоль. Разработки в этом направлении проводят ученые разных стран.

Новый подход к лечению не предполагает отказа от противоопухолевых препаратов. Программирование иммунных клеток в перспективе можно использовать как дополнительный инструмент для повышения результативности химиотерапии и увеличить шансы пациента на излечение.

Над проектом будут работать генетики, онкологи, иммунологи и биоинформатики.

Ранее ученые из Красноярского научного центра СО РАН разработали способ селективного разрушения раковых клеток с помощью теплового воздействия и наночастиц золота.